Школа сегодня – это огромный мир, живущий по своим законам и не выпадающий из общего потока жизни. Самой жизнью школа поставлена в ситуацию самоопределения, поиска своего лица. Современный учитель… Современный урок… Современный школьник…. Двадцать первый век с его вечной нехваткой времени и разнообразием технических новинок во многом формирует интеллект детей, все чаще «живущих в Сети Интернет», и с этим нельзя не считаться.
Задачи обучения состоят в том, чтобы не только дать учащимся знания, но и привить им интерес к предмету, активизировать познавательную деятельность, развивать стремление к самосовершенствованию, создавать условия для формирования личности учеников, и что очень важно, качественной подготовке к сдаче ГИА. Для этого учитель использует все возможные средства обучения.
Важную роль играет кабинет. Это своего рода учебно-методический центр, обеспечивающий более высокий уровень преподавания предметов и научную организацию труда учащихся и учителя. Он выполняет разные функции: обучающую, информационную, воспитательную.
Каждый кабинет в школе является основной составляющей образовательного пространства, которая расширяет информационное поле образовательной среды, являясь центром урочной и внеурочной деятельности по предмету. От того, насколько чётко учитель знает, что ему необходимо иметь в кабинете, и о том, как этим пользоваться во многом зависит эффективность его преподавательской деятельности.
Класс только тогда перестает быть комнатой с доской, партами и учебниками, когда в него входит УЧИТЕЛЬ.
– К.Д. УшинскийВ первую очередь учебный кабинет должен соответствовать своему функциональному назначению, а его техническое оснащение удовлетворять требованиям, предъявляемым к современному уроку. Важно, чтобы и интерьер кабинета соответствовал общему росту «качества жизни». Половину дня дети проводят в школе. Значит, условия, в которых они учатся, должны быть комфортными.
Главная задача учителя – создание условий эмоционально-деятельностного комфорта для каждого ученика в процессе приобретения знаний, умений и навыков. Когда учитель работает в комфортных условиях, когда у него под рукой весь технический и методический арсенал, тогда он может творчески подходить к уроку, тогда кабинет действительно становится его творческой лабораторией.
Значимость школьного кабинета в учебном процессе очевидна. И от того, каким он будет, во многом зависит качество обучения.
Кабинет физики
Приветствуя 7-классников в сентябре на их первом уроке, учитель физики Елена Александровна Самойлова говорит о том, что ребята попали в один из самых волшебных кабинетов гимназии «Альма Матер». Таких в гимназии два: кабинет физики и кабинет химии. Ведь именно здесь практически на каждом уроке происходят чудеса и их творцами являются сами ребята. И это действительно так.
Физика – предмет практико-ориентированный. Чтобы ученик знал и понимал его, необходимо организовать изучение не только в теории, заучивании формул и законов. Поэтому очень важно укомплектовать учебный кабинет так, чтобы это давало возможность ученику проследить физические закономерности через проведение на уроках демонстрационного эксперимента, выполнение коротких учебных проектов.
Кабинет физики в гимназии «Альма Матер» полностью удовлетворяет этим требованиям. Он представляет собой учебное помещение, оснащенное наглядными пособиями, учебным оборудованием, мебелью и техническими средствами обучения, в котором проводится учебная, факультативная и внеклассная работа с обучающимися и методическая работа по предмету. Для реализации базового физического образования в состав помещений кабинета физики включена лаборатория с лаборантской комнатой.
Кабинет химии
Конечно, «Альма Матер» школа прежде всего языковая. Но склонности у детей разные, и вполне заметная доля гимназистов уже к девятому классу приходит к выводу, что их влечёт, например, медицина. А медицинский вуз – это, в частности, полноценный экзамен по химии. И упорная подготовка к нему, гарантирующая успех, – напомним, в глубоко гуманитарной школе.Противоречие разрешается на уровне учебного расписания. «Гуманитарии» в «Альма Матер» тоже занимаются химией, но сжато. Любой интеллигентный человек должен знать азы этой науки. Знать, что есть периодическая система элементов, кто её открыл, испытывать гордость от того, что Менделеев – наш великий соотечественник.Гуманитариям Екатерина Анатольевна объясняет: когда они идут в магазин, неплохо уметь прочитать на упаковке продукта, из чего тот состоит. Знать, что такое жиры, белки и углеводы. Уметь определить класс вещества, понять, не ядовито ли оно, как с ним обращаться.Иное дело – те гимназисты, что уже нацелились на медицинский или технический вуз. Таким расписание предлагает больше часов подготовки, занятия идут по лекционно-семинарской системе, группы небольшие. Тем не менее и у тех, и у других химия начинается во втором полугодии 7-го класса. Даже не сама химия, а пропедевтика, подготовительный курс: ребятам даются элементы знаний. Это позволяет не тратить на них время в 8 классе, когда дело доходит до химических теорий и законов.
Кабинет биологии
Кабинет биологии – это специальное помещение с рационально размещенным комплектом оборудования, мебелью и техническими средствами обучения. Он отличается от других кабинетов тем, что наряду с разнообразным оборудованием и техническими средствами обучения в нем создаются условия для наблюдений, опытов и демонстрации живых объектов природы – растений и животных. Оборудование кабинета имеет большое значение в овладении знаниями по курсу биологии и должно в полной мере учитывать специфику преподавания этого предмета в школе – и кабинет биологии в гимназии «Альма-Матер» полностью соответствует этому. В нем созданы оптимально комфортные условия для применения современных образовательных технологий, в том числе и информационно-коммуникативных. В кабинете есть современная мебель, компьютер с мультимедийный проектором, интерактивная доска, видеотека, учебные диски, электронные библиотеки, аудиокассеты, оборудование для проведения лабораторных и исследовательских работ и т.д.
Кабинет информатики
До завершения 2011-2012 учебного года кабинет информатики представлял собою скромный класс: парты, рабочие места вдоль стен.Летом 2012 года во время очередного ремонта произошло преображение кабинета: теперь это отлично оснащенный конференц-зал, в котором, помимо уроков, проходят конференции, обсуждения проектов, презентации. Все компьютеры включены в локальную сеть, имеется доступ в интернет, Wi-Fi. В конце прошлого века качество местного «железа» и софта могло поразить, сейчас – никоим образом: подобные машины, а то и лучше, имеются в каждой семье. Чему может научить школьная информатика, когда каждый школьник «по определению» является пользователем, причём весьма продвинутым?Школьная информатика – предмет прикладной и полезный.Однако в каждом классе выявляются гимназисты, начинающие проявлять к информатике повышенный интерес. Их немного, человека три-четыре на класс. Именно школьная информатика даёт им начальный импульс, ведущий в конечном итоге к профессиональным занятиям информационными технологиями.Три-четыре человека – много или мало? Мы считаем, что в информационный век этого недостаточно. Хотелось бы больше.
Кабинет истории
Кабинет истории расположен на пятом этаже напротив главной лестницы гимназии. Как и многие помещения пятого этажа – это двухъярусный кабинет. Наверху – одно из помещений Кафедры истории, обществознания и культурологии. Здесь хранится часть архивных материалов кафедры, исторические карты и наглядные пособия, методические разработки учителей кафедры. Благодаря грамотной расстановке мебели, при необходимости здесь можно провести урок или консультацию как с одним, так и с небольшой группой обучающихся, не мешая работе в нижней части класса.
Организация пространства в нижней части класса делает кабинет № 508 единственным в своём роде. Это класс-амфитеатр. Учебные места обучающихся расположены в четыре яруса. Это позволяет с комфортом разместить в кабинете до 52 человек. Поэтому в аудитории проводятся не только уроки истории, обществознания, искусства, но и конференции, семинары, коллоквиумы и т.п. Уже в течение нескольких лет в этом кабинете обучающиеся 9-х классов защищают учебные исследовательские работы.
Кабинет изобразительного искусства и технологии
Этот кабинет располагается на пятом этаже. Чтобы в него зайти, нужно, поднявшись по лестнице, повернуть направо, пройти до конца длинного коридора, открыть обычную стандартную дверь, и перед вами предстанет двухуровневый кабинет: на первом уровне – кабинет изобразительного искусства, на втором – кабинет технологии.
Кабинет изобразительного искусства – теплый, большой, солнечный, с очень высоким потолком. Уют помогают создавать многочисленные растения, которые располагаются плотным зеленым ярусом почти по всему периметру обширного помещения. Посередине класса – полторы дюжины столиков, спроектированных именно для этого школьного предмета, с учетом особенностей работы: на каждом столе есть поворотная столешница для работ на горизонтальной или наклонной поверхностях, выделено место для размещения графических и живописных инструментов и материалов. За столами работают по одному человеку.
Вдоль трех стен кабинета стоят шкафы-витрины с застекленными дверцами, шкафы и тумбы для хранения бумаги, картона, красок, карандашей, кистей, а также для хранения архива ученических работ. За стеклами витрин можно видеть учебные пособия, книги по искусству, детские работы. На стенах кабинета закреплены специальные сетки для временных выставок детского изобразительного творчества. Учитель ведет урок, используя для объяснения новой задачи и традиционную школьную доску, и современные электронные средства, и предметный столик для постановок натюрмортов и геометрических тел.
В кабинет технологии, расположенный на верхнем уровне помещения, можно попасть, поднявшись по небольшой лесенке и пройдя мимо трех окон, которые выходят на Таврический сад, но большую часть открывающейся в них перспективы занимает небо, каждый день – новое. Еще не доходя до кабинета, идущий становится зрителем детского творчества. На стенах, как в классе изобразительного искусства, закреплены сетки с меняющейся экспозицией. На галерее второго этажа расположены выставочные витрины с макетами. Макеты коллективных работ представлены на выставочных тумбах, а выполненные в масштабе один к одному, большого и очень большого размера, – стоят прямо на полу.
Стена и дверь кабинета технологии прозрачные, это дает больше освещения, придает уют и объединяет визуально пространства двух помещений. В кабинете посередине стоит большой стол, за которым располагаются ученики и учитель. При необходимости этот общий стол трансформируется и, исходя из целей работы, может быть разделен на четыре, три или два рабочих стола. В кабинете есть возможность проводить коллективную работу, по парам, в малых группах. В этом помещении также на стенах сменяющаяся экспозиция детского творчества. При проведении урока учитель использует традиционную школьную доску и компьютер. В кабинете много материалов и всевозможных инструментов, которые хранятся на полках, в прозрачных больших коробках, в тумбах. Есть дополнительные столы и плоскости для работы на уроке и временного хранения материалов, инструментов, пособий, незаконченных работ.