Профориентация. Решает ли все проблемы профдиагностика?

На сегодняшний день профориентационная деятельность в основном заключается в диагностике учащегося с последующей интерпретацией. На основании полученных данных делается заключение о подходящих направлениях деятельности (профессиональных сферах). То есть, консультант рекомендует тестируемому те сферы деятельности, в которых конкретный человек сможет реализоваться и работать с удовольствием. Так происходит в большинстве организаций, осуществляющих профориентацию.

Насколько актуальна подобная форма работы в школе?

Спрос рождает предложение. И сейчас, по сути, нет другого запроса от учащихся и их родителей. Ведь диагностика – это быстрый способ некоторым образом классифицировать личностные качества, особенности нервной системы, профессиональные предпочтения, увлечения, что дает возможность предположить некоторую среду, как наиболее комфортную для работы.

Достигает ли эта форма работы результатов?

Представьте, что Вы не можете определиться, куда же Вам пойти учиться? Что же делать, как сделать выбор? Пожалуй, можно обратиться в фирму, которая занимается профдиагностикой. Они проведут тест, Вы ответите на ряд вопросов и получите результаты: Вам скажут, где Вы должны учиться и работать. Все решено. Идете на диагностику.

Таким образом, у родителей и подростков, идущих на профориентационное тестирование, может сложиться определенный МИФ: в результате диагностики мы получим быстрый и однозначный ответ на вопрос: куда идти учиться (работать).

Такое понимание процесса профконсультирования нередко приводит к разочарованию в деятельности психологов, поскольку ожидания оказываются неоправданными.

В чем же кроется главная ошибка?

В позиции «мне скажут», «должен»… Ожидания подростков и родителей от профориентационной работы зачастую одни и те же: мы хотим определиться, и в этом нам поможет прохождение теста.

Давайте же посмотрим правде в лицо. Что мы получаем в результате диагностики? Некоторый срез на момент прохождения теста. Результат отражает интересы (увлечения) на данный период, они могут указать на личностные особенности, дать характеристику нервной системы, в редких случаях определить способности (интеллектуальные в первую очередь). И в качестве рекомендаций вы получаете список от 10 до 20 и больше рекомендуемых специальностей и направлений, по которым Вы можете обучаться и, может быть, даже трудиться. Таким образом, прошедшие диагностику оказываются с тем же, с чем и пришли изначально. Однако родителям и учащимся хочется подкрепить свои чаяния по этому вопросу и сузить список направлений до 1–3.

Подкрепить – это да, получается. Практически всегда подтверждаются представления самого выпускника о тех направлениях, которые он выбрал. Но сузить и четко выбрать специальности не удается. Разброс остается непреодолимым.

Что реально может дать диагностика, в том случае, если соответствующие вопросы присутствуют в предлагаемых тестах?

  • Определение базовых способностей, в некоторых случаях структуры интеллекта.
  • Определение особенностей нервной системы.
  • Определение особенностей характера и личностных черт.
  • Определение предпочитаемых сфер деятельности, круга интересов из школьной программы.
  • Определение уровня самооценки.

Именно эти блоки чаще всего встречаются в профдиагностике. Для подкрепления своего выбора или уточнения действий, которые необходимо предпринять, чтобы соответствовать принятому решению, этого может быть достаточно.

Но если уровень неопределенности очень высокий, этого будет точно недостаточно. И здесь необходима индивидуальная работа по прояснению не только своих интересов, предпочтений, но и ожиданий, целей и образа будущего. Этого можно добиться, задавая себе правильные вопросы и искренне на них отвечая. Или же обратиться к психологу, который поможет с этим разобраться.

Одной из главных задач психолога по профориентации является формирование цельного образа будущего, формирующегося на основе осознанного выбора и достаточно высокого уровня самосознания подростка.