Проект «Обучение в потоке»

Обучение в потоке организовано в Гимназии с 2007/2008 учебного года в экспериментальном режиме для учащихся третьих классов. Для этого вся параллель разделена на группы (потоки) по основным предметам образовательной программы (русский язык, литературное чтение, математика, английский язык). При разделении на группы учитываются индивидуальные особенности ребёнка: темп работы, умение работать самостоятельно, мотивация, концентрация внимания. Например, в зависимости от своих возможностей один ученик может обучаться в первом потоке по русскому языку, во втором потоке по английскому языку, в третьем потоке — по математике. Количество потоков может увеличиваться и уменьшаться в зависимости от образовательных потребностей учеников.

Девиз потокового обучения: от успеха к успеху. Принципиально важной для обеспечения работы каждого ученика в полную силу и возможности его свободного перехода из одной группы в другую является согласованность действий педагогического коллектива потока: единые правила, единое планирование, единые задания и контрольные работы в группах потока по учебному предмету при разном уровне сложности, различных методах и формах работы с учениками.

Практика пятилетнего эксперимента (2007–2012 гг.) в третьих-пятых классах показала высокую степень эффективности Обучения в потоке для учащихся этой параллели. Благодаря комфортному темпу учебной работы, каждый ученик успешно справлялся с нагрузкой и показал свой лучший учебный результат. Индивидуальная успешность способствовала появлению, расширению и углублению интереса учащихся к учебному предмету, росту их самостоятельности при решении учебных задач. Эти позитивные изменения не могли не радовать родителей, свидетельством благодарности которых служат многочисленные положительные отзывы о потоковом обучении. Эксперимент в этой параллели окончен, сбалансированный темп учебной работы учащихся позволил продолжить успешное обучение будущих шестиклассников в составе классного коллектива.

Основные цели Обучения в потоке:

  1. Развитие самостоятельности, учебной и творческой инициативы ученика через:
    • переживание чувства успеха в достижении учебной цели;
    • целенаправленное и непрерывное формирование познавательного интереса к учебному предмету;
    • максимальное использование возможностей поликультурной образовательно-коммуникативной среды, созданной в Гимназии, с акцентом на повышенное внимание к реализации тех направлений, которым отдаётся приоритет на данной ступени общего образования.
  2. Создание благоприятных условий для психологического комфорта каждого ученика и роста его познавательной активности через:
    • обучение по конкретному предмету в группе, максимально соответствующей его индивидуальному темпу учебной работы;
    • стимулирование ускорения темпа работы по конкретному учебному предмету;
    • своевременное перемещение в группу с более быстрым темпом, обеспечивающее возможность выполнения дополнительных, более сложных и интересных заданий по прошествии того же учебного времени.
  3. Обеспечение согласованности действий педагогического коллектива через взаимообучение команды педагогов учебного потока с повышением доли коллективной ответственности за образовательный результат.

В 2009/2010 учебном году в НОУ «Санкт-Петербургская гимназия “Альма Матер”» для педагогов Центрального района Санкт-Петербурга в рамках потокового обучения был организован семинар по русскому языку, в рамках которого проводились открытые уроки в пятых классах на тему: «Мягкий знак после шипящих» учителями Л.А. Мизоновой (первая группа), М.И. Ракитиной (вторая группа), М.О. Вечер (третья группа), Е.А. Коробовой (четвёртая группа).

Формой проведения семинара стала методическая вертушка, которая заключалась в том, что педагоги — участники семинара, в течение двух уроков активно взаимодействовали с учениками четырёх групп пятых классов (по 20 минут в каждой группе) и имели возможность познакомиться с разнообразием форм работы с одним текстом.

Методическая вертушка была предложена руководителем потокового обучения по русскому языку Людмилой Александровной Мизоновой в качестве наиболее адекватной формы проведения семинара, посвящённого обучению учащихся в потоке.

Участниками семинара были написаны отзывы о мероприятии, в которых отмечена эффективность необычной формы проведения семинара (методическая вертушка), сделан акцент на то, что опыт Гимназии по Обучению в потоке интересен, нужен и важен, так как позволяет учитывать индивидуальные особенности учеников. Учащиеся при потоковом обучении чувствуют себя комфортно на уроке, работают с удовольствием. Это определяется правильно подобранным темпом работы и уровнем сложности заданий.