Материально-техническое обеспечение и оснащённость образовательного процесса. Доступная среда
Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, в том числе в отношении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:
О специальных условиях для получения образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Доступная среда
«Доступность – это не только сооружение пандусов, специальных лифтов, приспособление дорог и общественного транспорта.
Владимир Путин
Не меньшую роль призвана играть и настройка под нужды инвалидов правил работы наших социальных, информационных и прочих служб»
Каждый ребенок в нашей стране имеет право получить общее образование. И ограничения физических, психических, интеллектуальных возможностей, а также культурно-этнических и иных особенностей не должны создавать барьеры и препятствовать этому. При этом важно помнить: для того чтобы дети, имеющие инвалидность, могли реализовать свое право на образование, в школах для них должны быть созданы специальные условия и безбарьерная среда.
Наша гимназия тоже подключилась к решению этой задачи.
Были приглашены специалисты ООО «ДорСтройПроект» для обследования помещений гимназии на возможность создания доступной среды для людей с ограниченными возможностями. По результатам обследования помещений гимназии были составлены
На сегодняшний день выполнить все методические рекомендации 181-ФЗ, учитывая архитектурные особенности нашего здания, возможно только в рамках разумного приспособления, но гимназия стремится к созданию безбарьерной среды. Мы понимаем, что доступность школы нужна не только учащимся с инвалидностью, но и маломобильным категориям людей (бабушкам и дедушкам учеников, родителям с ограниченной мобильностью и т. д.), а также пожилым педагогам школы.
На данный момент в ЧОУ «Санкт-Петербургская гимназия «АЛЬМА МАТЕР»:
- издан приказ о назначении ответственного лица, обеспечивающего сопровождение инвалидов и маломобильных групп населения на момент посещения ими гимназии;
- разработаны и утверждены должностные инструкции;
- на входе в гимназию установлена кнопка вызова сотрудника учреждения для МГН — фото 1, фото 2, фото 3, фото 4;
- изготовлены мобильные (переносные) аппарели для мест с перепадом высот (ступени) — фото 1, фото 2;
- наклеены контрастные маркировочные ленты на краевые ступени лестничных маршей — фото 1, фото 2;
- дистанционное обучение (с 2006г.) на Очно-заочном и заочном отделении;
- перечень должностных обязанностей сотрудников ЧОУ «СПб гимназия «Альма Матер» по обеспечению доступности объекта для инвалидов, оказания им необходимой помощи.
Информация о специальных условиях для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, согласно приказу Рособрнадзора от 14.08.2020 № 831 (ред. от 07.05.2021), в том числе:
Специально оборудованные учебные кабинеты:
- имеются учебные кабинеты, приспособленные для обучения различных групп лиц с ОВЗ – доступны частично избирательно.
Приспособленные объекты для проведения практических занятий:
- имеются по каждому предмету обучения не для всех категорий МГН – доступны частично избирательно.
Приспособленная библиотека:
- библиотека гимназии расположена на 1 этаже здания. Помещение библиотеки частично приспособлено для инвалидов и людей с ОВЗ – условная доступность.
Специальные объекты спорта:
- спортивный зал, расположенный на 1 этаже, доступен не для всех категорий МГН – условно доступен.
Приспособленные средства обучения и воспитания:
- имеется Отдел очно-заочного и заочного обучения
- имеется Отдел диагностических классов
Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации:
- вход в гимназию частично оборудован для МГН – условная доступность.
- имеется отдельный вход для доступа МГН категории «К»
- в гимназии имеется мобильная (переносная) аппарель для мест с перепадом высот (ступени).
- парковочные места для автотранспорта инвалидов находятся во дворе гимназии (по предварительному согласованию с администрацией гимназии)
Специальные условия питания:
- помещения столовой условно доступны для МГН. Специальных условий питания нет.
Специальные условия охраны здоровья:
- в гимназии созданы условия для охраны здоровья учащихся, в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ. Имеются медицинский и процедурный кабинеты. Работает специалист по здоровьесбережению.
- в школе функционирует психолого-педагогический консилиум (ППК), работают специалисты сопровождения: педагоги-психологи, учитель-логопед.
- приказом генерального директора назначены лица, ответственные за сопровождение инвалидов и МГН на территории и в зданиях гимназии.
Доступ к приспособленным информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям:
- в гимназии осуществлен доступ к информационно-коммуникационной сети Интернет для всех учащихся, в том числе с инвалидностью и ОВЗ. Доступ имеется в кабинете информатики и библиотеке, а так же во всех учебных кабинетах.
Приспособленные электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ:
- Имеются электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ обучающихся.
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования:
- Персональные компьютеры, всего — 235, из них:
- ноутбуки и другие портативные персональные компьютеры (кроме планшетных) — 107;
- находящиеся в составе локальных вычислительных сетей — 220;
- имеющие доступ к Интернету — 220;
- Мультимедийные проекторы — 31;
- Интерактивные доски — 42;
- Принтеры — 24;
- Сканеры — 4;
- Многофункциональные устройства (МФУ, выполняющие операции печати, сканирования, копирования) — 50;
- Ксероксы — 5.
Наличие условий для беспрепятственного доступа в общежитии, интернате:
- Общежитие и интернат в гимназии отсутствуют.
Количество жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
- Общежитие и интернат в гимназии отсутствуют.
Требования к созданию доступной среды в школе
Официальные документы, в которых закреплены требования к безбарьерной среде на объектах социальной инфраструктуры, в т. ч. в школах:
- Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации” (ч. 1 ст. 15);
- Письмо Минздравсоцразвития России от 11.04.2012 № 30-7/10/2-3602 (Методические рекомендации);
- ст. 9.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ответственность за уклонение от исполнения требований к созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры).
Полезные ссылки
Доступная среда жизнедеятельности инвалидов Санкт-Петербурга.