Публикации

Серия методических разработок «Дидактика творчества»

Татьяна Николаевна Киселева — учитель физики гимназии «Альма Матер», имеет высшую категорию, Соросовский учитель.

В книге «Физика — сердцевина гуманитарного образования нашего времени» представлен опыт работы учителя физики по проведению Предметной недели естественных наук, даны примеры проведения конкурсов на уроке физики и во внеклассной работе, а также материалы для оформления Недели и тематических газет. Но главное, в этой книге приведены сценарии физических вечеров, представляющих собой органическое сочетание науки и искусства.


Константин Олегович Битюков — учитель истории и обществознания, кандидат исторических наук, учитель высшей категории, лауреат городского Конкурса педагогических достижений (1998г.).

В книге «Обретение социального опыта в процессе изучения истории в школе» представлены разработанные автором оригинальные педагогические технологии преподавания истории в школе и приведены авторские дидактические материалы: рабочие листы для работы в музеях, темы рефератов по истории, алгоритмы создания и оформления реферата, примеры сценариев предметных вечеров, написанных школьниками и самим автором.


Ольга Петровна Петрова — учитель английского языка гимназии «Альма Матер», учитель высшей категории.

Валерия Игоревна Поморова — учитель английского языка гимназии «Альма Матер», учитель высшей категории, награждена Почетной грамотой Минобразования РФ.

В книге «Опыт театрализации в обучении иностранным языкам» представлен опыт организации театральной деятельности учеников в процессе обучения иностранным языкам. Авторы не только описывают технологию подготовки спектаклей в рамках традиционных Предметных недель иностранных языков, но и приводят сценарии этих представлений с текстами и нотами песен. Практика использования метода театрализации в обучении получила широкое признание специалистов.


Татьяна Борисовна Резцова — учитель литературы гимназии «Альма Матер», учитель высшей категории.

В книге «Творческое содружество учителя и ученика» раскрываются технологии развития творческих способностей ученика, привития школьникам умений исследовательской и проектной деятельности.

Автор анализирует образовательную эффективность технологий, приводит конкретные примеры уроков, заданий для учеников, их творческих работ с комментариями и выводами. Особое место в книге занимает изложение технологии создания специального (элективного) курса современной отечественной литературы.


Людмила Александровна Мизонова — учитель русского языка начальных классов гимназии «Альма Матер», учитель высшей категории, Отличник народного образования РФ.

В книге «Обучение русскому языку в начальной школе. Идеи, приемы, примеры» изложены основные идеи и практические подходы автора к обучению русскому языку в начальной школе. В основе этих подходов лежит воспитание интереса к предмету, поиск путей положительного эмоционального воздействия на ребенка в процессе обучения родному языку, создание атмосферы увлекательных открытий и творчества на уроках в начальных классах.


Регина Евсеевна Сокуренко — методист гимназии «Альма Матер», Отличник народного образования РФ, Отличник просвещения СССР, лауреат городского Конкурса педагогических достижений (1996 г.).

В книге «Вечный Рим — образовательное пространство школьников» представлен десятилетний опыт реализации Римского проекта, который является уникальной составляющей проектной деятельности гимназии «Альма Матер». Основу этого проекта составляет элективный курс «Римский проект». Книга повествует о предпосылках, основных идеях, содержании, способах реализации, путях развития этого элективного курса (в рамках курса МХК) и имеет своей целью показать читателю, как можно учить и воспитывать сегодняшних школьников, используя широко и рационально все возможности современной цивилизации, путём приобщения их к глобальным достижениям мирового опыта, к величайшим гуманистическим ценностям. В книге приведены варианты планирования курса, дидактические материалы и фрагменты работ учеников.


Светлана Александровна Филатова — учитель истории гимназии «Альма Матер», учитель высшей категории.

В новой книге «Музей живых картин. Опыт интерактивной формы обучения» серии «Дидактика творчества», написанной преподава­телем истории Филатовой С. А., рассказывается об уникальном проекте — «Музей живых картин». Известно, что нельзя заставить детей полюбить искусство. Никакими силами! Остается только горько сожалеть, что дети его «…не знают, не понимают, не ценят…». Из этих сожалений и из наивной веры в то, что «красота спасет мир», и родилась идея через «игру в музей» сделать ребят соавторами художников, реставраторов и приобщить их к миру искусства. Мы говорим о Музее, который открывается на один день в году в рамках проведения ежегодной школьной Недели истории. Общей темой всех его экспозиций является история искусств, а экспонатами — произведения искусства, которые воссоздают сами ребята в виде «живых» картин и скульптур. Каждый раз открытие такого Музея — событие, которо­го ждут и те, кто участвует в проекте, и те, кто наш Музей посещает. Проекту уже 14 лет, в его работе активное участие принимают ученики Гимназии.


Книга И. Г. Лоневой — ценный подарок учителям начальной школы от профессионального логопеда. В ней описана практика использования фольклора не только в логопедической практике, но и предложен метод применения самобытного и выразительного языкового материала на уроках, собраны дидактические материалы и методические советы.

Короткие разминки для улучшения концентрации детей на уроке, скороговорные диктанты и игры, упражнения для развития выразительности речи, обучение диалогической речи, закрепление различных грамматических тем, развитие мелкой и общей моторики детей — вот неполный перечень того, чем может помочь на уроке русский фольклор. Такой опыт освоения языковой культуры жизненно необходим не только детям, но и самой культуре. Книга адресована учителям и родителям и, несомненно, станет для них практически полезной.


В новой книге серии «Дидактика творчества», написанной преподавателем литературы Е.В. Белиной, рассказывается об уникальном опыте ведения уроков литературы в младших классах. Как помочь ученику вспомнить то, о чем говорилось на уроке? Для этого ученики с помощью учителя рисуют наглядные памятки, создают себе верных помощников в учебе.

В книге даны примеры памяток, созданных детьми вместе с учителем по разным учебным темам, а также принципы их создания. Представлена работа мастерских по темам «Секреты смешного» и «Человек». Собраны тексты для работы с детьми на уроке: в основном, это стихи, веселые и философские.

Вы сможете также оценить творческие работы второклассников, на примере которых виден процесс превращения общих знаний в личные знания ученика. На эту же цель индивидуального преобразования обучающего материала направлена и технология работы педагогических мастерских. Книга адресована учителям и родителям и, несомненно, станет для них практически полезной.


Серия «Методические рекомендации»

IMGОбучение в потоке. Технология дифференцированного обучения в группах переменного состава для начальной и основной школы. / Под науч. Ред. О.Е. Лебедева и Н.В. Бордовской — СПб.: НОУ «Санкт-Петербургская гимназия «Альма Матер», 2011

Обучение в потоке – технология, зародившаяся в поликультурной образовательно-коммуникативной среде гимназии «Альма Матер», решает одну из важных задач современной школы – достижение актуального качества образования, обеспечение поликультурной социализации каждого ученика.


«Альма Матер» от А до Я

Alma_Mater_Ot_AЭта книжка – о крупнейшей негосударственной гимназии Санкт-Петербурга «Альма Матер», созданной упорством и волей нескольких человек. Еще она – об учителях, которых волею организаторов получили возможность учить так, как велят им ум, опыт, Бог. Еще она – о родителях, которые вкладывают деньги в самое дорогое, что у них есть – в своих детей. И еще – о детях, которые не могут сдержать слез, уходя из «Альма Матер» в большую жизнь.
Эта книжка построена как маленькая энциклопедия гимназической жизни. В школьной жизни во все времена были свои ключевые слова: «класс», «учительница», «дружба», «любовь». В качестве оглавления в конце книжки приводится список ключевых слов «Альма Матер» – каждое сопровождается отдельной статьей.


IMGЛИЦА. Юбилейное издание гимназии АЛЬМА МАТЕР, 2012 год

Школа как картина, которую рисует каждый индивидуально и одновременно во всеми. Получилось монументальное полотно о любимой школе, о тех кто ее создал, и тех, кто работает в ней сейчас. Через личные истории родился большой интересный рассказ о двадцатилетнем пути гимназии.


Новейший путеводитель по гимназии «Альма Матер»

Alma_Mater_putevoditelМысль сделать путеводитель по «Альма Матер» принадлежит Татьяне Аяновне и Дмитрию Александровичу Щурам, и идея эта нам страшно понравилась с самого начала. «Альма Матер» – действительно страна, по которой можно долго бродить, удивляясь и находя все новые чудеса.
В процессе путешествия по гимназии мы имели честь познакомиться с десятками умных, глубоких, увлечённых людей, работающих здесь и бесконечно любящих своё дело. Мы увидели здесь воспитанных, раскованных, веселых детей, ценящих и уважающих своих учителей.
Время работы над книгой стало для нас временем открытий, мы признательны за это гимназии.
И, конечно, мы благодарны супругам-основателям «Альма Матер» – удивительным людям, которые вложили в дело жизни, страсть, волю и веру.
Десять лет назад была написана книжка «Альма Матер от А до Я». Мы получили возможность сравнить два стоп-кадра: гимназия десятилетней давности и гимназия сегодняшняя. Десять лет назад нам казалось, что просто не может быть школы лучше. Оказалось – еще как может.
Нам было очень интересно делать эту книгу. Спасибо «Альма Матер» за то, что открыла нам свое сердце.

Читать отзыв
Я помню, как школьницей гимназии АЛЬМА МАТЕР часто бегала в библиотеку за русско-английским словарем, которым можно было пользоваться только в читальном зале. Тогда библиотека находилась на третьем этаже, еще не было ни крыла для младшей школы, ни спортзала, ни хорошего паркета в коридорах. Об этот паркет мы, девочки, много раз рвали свои колготки, когда мальчики гнались за нами по длинным коридорам, а мы неуклюже падали. Пол тогда скрипел под нашими ногами, и во время уроков мы пытались по этому скрипу угадать, кто же идет по коридору. Если скрипа нет, но слышишь шуршание одежды – это идет Наталья Васильевна. Только у нее во всей школе такая легкая походка.
Сейчас уже и паркета этого нет, и старой учительской, там теперь стоят удобные бежевые кресла вместо бордового дивана и крутая капсульная кофемашинка вместо банок растворимого кофе. В библиотеке же теперь много новых книг, одна из которых во время моего последнего визита в школу привлекла мое внимание.
«Новейший путеводитель по гимназии Альма Матер. Все только рассказывают – мы показываем!»
Эта книга предназначена как для родителей, так и для детей. Диаграммы, коллажи, карты города – все эти схематические элементы привлекают в первую очередь внимание детей и доходчиво иллюстрируют текст, который в подробностях рассказавает все о школе родителям. Живые и яркие фотографии, как времен зарождения школы, так и ее нынешнего цветения демонстрируют не только развитие и изменение гимназии, но и передают ни с чем не сравнимое ощущение дома и уюта. Удивительно то, что даже для меня открылись некоторые комнаты гимназии, в которых я за одиннадцать лет своей жизни не побывала ни разу. Например, костюмерная. Я также узнала, что только моющих средств за 2010 год было куплено на 116 000 рублей, а ведь мне в голову ни разу не приходило, сколько сил и ресурсов требует предельная чистота в нашей гимназии.
Много внутренних «тем» затронуто в этой книге. Например, что мы называем кабинет Натальи Васильевны «аквариумом» или что до сих пор с регулярным упорством созваниваемся со Светланой Игоревной, преподавателем МХК и мирового кино.
Шуточная подача информации также сближает читателя путеводителя со школой. Вся та формальность и строгость, которые царят в большинстве школ, здесь не работает.
Взаимное уважение, соблюдение простейших правил и (само!)дисциплина – вот залог успеха гимназии.
В 2011 году я перестала быть ученицей гимназии Альма Матер. Я стала ее выпускницей. Мне кажется, у человека, прочитавшего от корки до корки этот Путеводитель, не останется ни капли сомнения в том, что ребенка стоит отдать именно в мою гимназию, в которой я провела 11 лет – половину всей моей жизни. На недавней встрече с моей подругой Сашей, с которой мы с первого класса дружим, она сказала: «Я бы полжизни сейчас отдала, чтобы оказаться за школьной партой». Вот что остается с тобой после обучения в АЛЬМА МАТЕР.

Вилена Тер-Матевосян


«Альманах 1. СОБЫТИЯ. АЛЬМА МАТЕР»

almanah2012Перед вами сборник, которые мы назвали «События». Это итог еще одного года, прожитого гимназией АЛЬМА МАТЕР, причем года юбилейного. Мы хотели всем рассказать о наших праздниках и буднях. Представленные в сборнике методические материалы являются творческим воплощением новых педагогических идей, логичным продолжением «юбилейных торжеств» в главной составляющей деятельности педагога – каждодневном совместном познании предмета, мира, себя и других, сотворения СО-БЫТИЙ жизни.


«Альманах 2. СОБЫТИЯ. АЛЬМА МАТЕР. Школа для всех и каждого»

almanah2015Коллектив петербургской гимназии «АЛЬМА МАТЕР» представляет педагогической общественности очередную (вторую) книгу из серии «События». В ней собраны материалы педагогов и руководителей школы, раскрывающие различные аспекты опыта индивидуализации образовательного процесса, накопленного гимназией более чем за двадцать лет её существования.

WordPress Lessons