ЧОУ «Санкт-Петербургская гимназия «Альма Матер» совместно с Постоянной комиссией по образованию, культуре и науке Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, Комитетом по образованию Санкт-Петербурга, Санкт-Петербургским государственным университетом, Санкт-Петербургской академией постдипломного педагогического образования, Общественным Институтом Развития Школы ежегодно проводит Всероссийские научно-практические конференции.
ЧОУ «Санкт-Петербургская гимназия «АЛЬМА МАТЕР» и ее партнеры продолжают цикл конференций «Мир школы, школа в мире», посвященных процессам изменений внутри школы в ответ на внешние вызовы. Тема конференции 2023 года – «Воспитание и воспитатель в современной школе».
Санкт-Петербургская гимназия «АЛЬМА МАТЕР» и ее партнеры продолжают цикл проектно-исследовательских конференций «Мир школы, школа в мире». Тема 2021 года – “Нравственные “стандарты” общества и школы”. Программа конференции Эволюция образовательного процесса, происходящая на протяжении десятилетий, характеризуется переходом от стабильности к постоянным и все более масштабным изменениям; от единообразия к многообразию форм и методов деятельности, их изменениям в зависимости от образовательной ситуации; от параллельных образовательных программ к их интеграции, к сочетанию школьных и внешкольных источников образовательной информации; от организации фронтального обучения к индивидуализации образовательных маршрутов, учитывающих потребности и возможности обучающихся. Качество образовательного процесса в решающей мере определяется его архитектурой – организационной структурой образовательной системы школы. Участники конференции стремились проанализировать необходимые изменений в архитектуре образовательной системы школы и возможность выстраивать современное образование с учетом образа жизни будущих выпускников. 27 марта 2018 года в рамках Петербургского международного образовательного форума в ЧОУ «Санкт-Петербургская гимназия «АЛЬМА-МАТЕР» состоялась проектно-исследовательская конференция «Учебный день в школе навыков XXI века» Участники Конференции стремились проанализировать школьные практики в разные периоды развития образования в нашей стране и познакомиться с новыми практиками, направленными на формирование навыков XXI века в условиях изменений, происходящих в мире и обществе. Мероприятие прошло в формате погружения в коллективную проектно-исследовательскую деятельность в форме театра практик в четырех студиях, в которых участникам был предложен ряд педагогических этюдов. В работе Конференции участвовало 107 человек – учителя, руководители и заместители руководителей образовательных учреждений общего, дополнительного, высшего образования. Среди них: Участие в Конференции приняли: Были представлены следующие регионы РФ: Санкт-Петербург, Ленинградская область, Московская область, Республика Карелия, Ямало-Ненецкий автономный округ. Участниками конференции были: Как отметили эксперты, педагоги готовы к формированию компетенций, востребованных в XXI веке. При этом, у учителей есть возможность не только учить детей учиться, но и научиться учиться у самих детей. 28 марта 2017 года в рамках Петербургского международного образовательного форума в ЧОУ «Санкт-Петербургская гимназия «АЛЬМА-МАТЕР» состоялась Первая проектно-исследовательская конференция «Отцы и дети в современной школе» Участники Конференции стремились к получению нового знания о возможностях взаимодействия всех сторон образовательного процесса, в условиях изменений, происходящих в обществе. Мероприятие прошло в формате погружения в коллективную проектно-исследовательскую деятельность взрослых и детей в форме креативных лабораторий. В процессе креативной деятельности участники пытались получить ответ на вопрос о том, что объединяет (или может объединить) «отцов» и «детей» в детско-взрослое сообщество. В работе Конференции участвовало 105 человек – учащиеся, учителя, руководители и заместители руководителей образовательных учреждений общего и дополнительного образования. Почетными гостями были: Как отметил Павел Аркадьевич Сергоманов: «Уникальный опыт и новый формат мероприятия удивляет и дает новые возможности для коллективного осознания общественных изменений в самой важной отрасли – образовании». Практически на протяжении всего рабочего дня более сотни человек – учителей, родителей, учеников, руководителей образовательных учреждений участвовали в уникальном событии, результаты которого будут проанализированы, осмыслены и формализованы в серии печатных изданий. X ВСЕРОССИЙСКАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ 23 марта 2016 года в Межпарламентской ассамблее государств-участников СНГ в рамках Седьмого Петербургского образовательного форума состоялась X Всероссийская научно-практическая конференция с участием международных экспертов «Школа 2021: что изменится в индивидуализации образования за 5 лет?» Очень важно, какой будет наша школа через 5 и даже 10 лет, какого ученика мы хотим в ней видеть, какого человека воспитать. Наша школа — это будущее нации. Нужно задумываться о нем, работать на перспективу. Мне очень приятно видеть в заявленной теме конференции такое новомодное слово “индивидуализация”. Без сомнения, индивидуализация – это новый подход к образованию, при котором изменяется позиция ученика; он становится субъектом, а не объектом образования. Индивидуализация связана не просто с усвоением, а с познанием, исследованием, пробой, выбором. Благодаря индивидуализации рождается не просто ученик, а человек, который может сам создавать, творить, принимать решения и брать на себя ответственность. Приветственное слово П.М. Солтана https://www.youtube.com/embed/ze77aHjVOh0 В работе конференции участвовало 150 человек, они представляли государственные и частные образовательные учреждения России, Великобритании, Греции, Эстонии. О своем опыте рассказали известные ученые и международные эксперты: Олег Ермолаевич Лебедев: «У нас нет другого пути повышения качества образования, кроме его индвидуализации» По мнению всех участников, конференция стала ярким знаковым событием не только для Санкт-Петербурга и регионов Российской Федерации, но и для других стран. Актуальность темы Конференции: Реализация Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральных государственных образовательных стандартов предусматривает индивидуализацию образования. Возможные пути индивидуализации в современной школе, возникающие сложности, первый опыт и первые результаты изменений в образовательном процессе становятся актуальной темой для педагогической общественности. Конференция продолжает разговор, начатый на конференции «Школа 2021: школа для всех и для каждого?» в 2015 году. Цель Конференции: Стратегическая цель конференции – обсуждение образовательных практик индивидуализации образования частных и государственных школ разных регионов Российской Федерации, а также зарубежного опыта ряда европейских стран. Обсуждение будет основываться на экспертных оценках российских и зарубежных представителей педагогической науки и практики в сфере общего образования и высшей школы. Программный комитет Конференции: Бордовская Н.В. – академик РАО, д.п.н., профессор, заведующий кафедрой психологии и педагогики личностного и профессионального развития СПбГУ; Принять участие в работе конференции дали согласие: Болотов В.А., академик РАО, д.п.н, профессор, научный руководитель Центра мониторинга качества образования Института образования НИУ “Высшая школа экономики”. В профессиональном сообществе В.А. Болотов известен как “отец ЕГЭ”; Состав участников конференции: В работе конференции приняли участие 154 человека. Среди участников конференции: СМИ о конференции: “Пять углов” – “В поисках идеальной оценки // Когда прогресс придёт в российские школы?” IX ВСЕРОССИЙСКАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ 3 апреля 2015 года состоялась IX Всероссийская научно-практическая конференция с участием международных экспертов «Школа 2021: школа для всех и для каждого?». Федеральный закон “Об образовании в Российской Федерации” и Федеральные государственные образовательные стандарты расширяют права учащихся на обучение в соответствии с их потребностями и возможностями. Вопросы учета индивидуальных особенностей учащихся при проектировании образовательного процесса становятся актуальными для всех школ Российской Федерации. Приветственное слово О.Н. Смолина Это была пятая Конференция в цикле «Школа 2021:…». Каждый год на них обсуждаются среднесрочные перспективы развития образования и школы в условиях реализации Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», новых образовательных стандартов общего образования, пути реализации новых прав учащихся. В Конференции приняли участие более 140 человек из пяти регионов России. Свои подходы к решению задачи индивидуализации образования представили известные ученые нашей страны и зарубежные коллеги: Российские ученые подчеркнули, что в частных образовательных организациях сегодня существует опыт учета индивидуальных особенностей учащихся при построении образовательной деятельности, который представляет интерес для массовой практики. Зарубежные коллеги представляют индивидуализацию как точную науку, что соответствует требованиям современности и является актуальной тенденцией образования для Европейского Союза. По мнению участников, конференция предоставила педагогам и руководителям разных образовательных организаций уникальную возможность взаимодействия в области проектирования образовательной практики, которая может оказать влияние на повышение степени удовлетворенности учащихся и их родителей качеством образования. Актуальность темы Конференции: Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральные государственные образовательные стандарты расширяют права учащихся на обучение в соответствии с их потребностями и возможностями. Вопросы учета индивидуальных особенностей учащихся при проектировании образовательного процесса становятся актуальными для всех школ Российской Федерации. В рамках конференции будет обсуждаться опыт частных и государственных школ разных регионов России, а также зарубежный опыт индивидуализации образования. Цель Конференции: Стратегическая цель конференции – определение среднесрочных перспектив развития образования и школы в условиях реализации новых прав учащихся. Обсуждение будет построено на экспертных оценках российских и зарубежных представителей педагогической науки и управленцев в сфере общего образования и высшей школы. Программный комитет Конференции: Лебедев О.Е. — член-корреспондент РАО, профессор МВШСЭН, д.п.н.; Состав участников конференции: В работе Конференции приняли участие 144 человека. Программа конференции V ПЕТЕРБУРГСКИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ФОРУМ История Всероссийских научно-практических конференций гимназии “АЛЬМА МАТЕР” 25 марта 2014 года состоялась VIII Всероссийская научно-практическая конференция “Школа 2021: законное право на образование” в рамках V Петербургского образовательного форума. В рамках пленарного заседания с докладом выступил директор Петербургского филиала Научно-исследовательского Университета Высшей Школы Экономики доктор экономических наук С.М. Кадочников. Он осветил основные направления развития университетского образования в России, рассказал о совместных проектах Университета и школ Санкт-Петербурга. Второе выступление И.В. Девятко, заместителя руководителя Агентства стратегических инициатив в Северо-Западном федеральном округе было посвящено форсайт-прогнозу в области образования в ближайшие 30 лет. Н. В. Фирсова Приветственное слово В.Н. Кичеджи Актуальность темы Конференции: В условиях реализации Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» образовательные организации, педагогические работники, обучающиеся и их родители получили новые права, которые возможно реализовать при условии конструирования образовательной практики, отличной от практики школы индустриального общества. В рамках конференции обсуждались вопросы обеспечения прав участников образовательных отношений, предусмотренных новым законом, а также первый опыт правоприменения норм закона. Цель Конференции: Программный комитет Конференции: На Конференции присутствовали: Состав участников конференции: Среди участников конференции Содержание Конференции: Одновременно с Конференцией, с 24 по 30 марта 2014 г., прошел Петербургский образовательный Форум. Программу Форума можно посмотреть на сайте Комитета по образованию Санкт-Петербурга. Пресса о конференции: “Учителям предстоит многому научиться” Глубоко убежден: без опоры на традиции система образования повиснет в воздухе, а без постоянного поиска превратится, в лучшем случае, в музейный экспонат. А потому и впредь готов использовать все парламентские возможности для поддержки тех, кто совершенствует российское образование и, тем самым, готовит достойное будущее нашей страны. Приветственное слово О.Н. Смолина Актуальность темы конференции: Реализация модернизационного сценария развития системы образования Российской Федерации совпала с экономическим кризисом, который оказывает значительное влияние на возникающие ситуации выбора и решения, которые принимаются на всех уровнях системы. Существует необходимость определения и широкого обсуждения самих ситуаций выбора, которые появляются в настоящее время на региональном, муниципальном и школьном уровнях в условиях уже принятых стратегических документов (Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», Федеральных государственных образовательных стандартов) и нового «Закона об образовании в Российской Федерации». Цель Конференции: Стратегическая цель конференции – определение среднесрочных перспектив развития школы в условиях противоречий процесса модернизации системы образования. Обсуждение будет построено на экспертных оценках политологов, социологов, экономистов, представителей науки и управленцев в сфере образования, а также на результатах ряда научных и научно-практических конференций, прошедших в разных регионах Российской Федерации в 2012–2013 учебном году. Программный комитет Конференции: Загашев И. О. — директор ГБОУ СПО «Педагогический колледж № 1 им. Н.А. Некрасова»; На конференции присутствовали: Каспржак А.Г. — профессор НИУ ВШЭ, к.п.н.; Состав участников: Всего участников — 134 человека. Среди участников конференции Содержание Конференции: Пленарное заседание «Реформы в период кризиса»; 1. Презентация “Законодательные основы отбора содержания образования в школах России”, А.Н. Майоров, заместитель руководителя Аппарата комитета Государственной Думы по образованию, доктор педагогических наук, профессор ВШЭ. Учительская газета: В Петербурге обсуждали, какой будет школа 2021 года VI Всероссийская научно-практическая конференция «Школа 2021: интересы, запросы, возможности». (27 марта 2012 г.) Перспективы развития общеобразовательной школы обозначены в национальной образовательной инициативе “Наша новая школа”. В настоящее время определяются возможные сценарии развития системы общего образования на период до 2020 года. лучшие педагоги страны — участники конференции обобщат опыт развития современных школ, предложат концепции среднесрочных перспектив развития образования в ситуации смены поколений участников образовательного процесса, с учетом их интересов и запросов. Приветственное слово А.А. Левитской Актуальность темы Конференции: Перспективы развития общеобразовательной школы обозначены в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа». Сейчас определяются возможные сценарии развития системы общего образования на период до 2020 года. Но какие изменения в сфере общего образования могут произойти после 2020 года? Выпускники двадцатых годов XXI века уже пришли в школу. Это новое поколение детей нового поколения родителей, у которых нет опыта обучения в советской школе. Меняются поколения не только детей и родителей, но также и учителей. Интересы и запросы различных групп участников образовательного процесса, их представления о возможностях школы могут существенно различаться. Цель Конференции: Для формирования грамотной программы развития школы нужен «взгляд вперёд». Такую перспективу может предложить наша конференция, в которой примут участие представители различных социальных и профессиональных групп, в равной мере заинтересованных в успешном развитии российской школы. Стратегическая цель конференции – определение среднесрочных перспектив развития школы в ситуации смены поколений участников образовательного процесса. Ключевые проблемы для обсуждения: Программный комитет Конференции: Загашев Игорь Олегович (директор ГБОУ СПО педагогического колледжа № 1 им. Н.А. Некрасова), Состав участников: В работе конференции приняло участие 197 человек. Среди участников конференции Цель: определить позицию участников образовательного сообщества в отношении внешней экспертизы и самооценки в процессе развития школы.
Когнитивные компетенции
Концепция УШК НИУ ВШЭ
Презентация “Аутентичная модель школьного образования XXI века”
П.М. Солтан
Приветственное слово Н.В. Третьяк
Приветственное слово О.Н. Смолина
Приветственное слово С.М. Кадочникова
На юбилейной конференции обсуждались новые образовательные практики индивидуализации образования частных и государственных школ Российской Федерации и ряда европейских государств.
“Индивидуализация в российском образовании” (.pdf)
“Интегрированная система измерений
индивидуальных образовательных профилей” (.pdf);
“Дети с индивидуальными особенностями развития в британских школах” (youtube)
Текст выступления (.pdf)
Лебедев О.Е. – член-корреспондент РАО, д.п.н, профессор НИУ ВШЭ-СПб;
Илюшин Л.С. – профессор СПбГУ, д.п.н.;
Заиченко Н.А. – профессор НИУ ВШЭ – СПб, к.п.н.;
Щур Т. А. – генеральный директор ЧОУ «Санкт-Петербургская гимназия «Альма Матер»;
Рогозина Т.В. – доцент кафедры управления ЛОИРО, зав. научно-аналитическим отделом ЧОУ Санкт-Петербургская гимназия «Альма Матер», к.п.н.;
Эммануил Яннакоудакис – профессор Афинского Университета.
Шевелев А.Н., д.п.н., профессор, заведующий кафедры педагогики и андрогогики СПбАППО, автор ряда историко-педагогических исследований, посвященных российской школе.
Советская школа с интерактивной доской // Будет ли у нас «как в Европе»?
С УЧАСТИЕМ МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКСПЕРТОВ
О.Н. Смолин
Приветственное слово П.М. Солтана
Илюшин Л.С. — профессор СПбГУ, д.п.н.;
Заиченко Н.А. — профессор НИУ ВШЭ – СПб, к.п.н.;
Щур Т. А. — генеральный директор ЧОУ Санкт-Петербургская гимназия «Альма Матер»;
Рогозина Т.В. — доцент кафедры управления ЛОИРО, зав. научно-аналитическим отделом ЧОУ «Санкт-Петербургская гимназия «Альма Матер», к.п.н.;
Эммануил Яннакоудакис – профессор Афинского Университета;
Тэд Бриско – профессор Кембриджского Университета.
Приложение 1
Приложение 2
VIII ВСЕРОССИЙСКАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
Приветственное слово О.Н. Смолина
Приветственное слово П.М. Солтана
Стратегическая цель конференции – определение среднесрочных перспектив развития образования и школы в условиях реализации нового закона «Об образовании в Российской Федерации». Обсуждение было построено на экспертных оценках экономистов, политологов, социологов, представителей науки и управленцев в сфере образования, а также на результатах ряда научных и научно-практических конференций, прошедших в разных регионах Российской Федерации в 2013–2014 учебном году.
Бордовская Нина Валентиновна — академик РАО, д.п.н., процессор СПБГУ
Загашев И. О. — директор ГБОУ СПО «Педагогический колледж № 1 им. Н.А. Некрасова»;
Заиченко Н. А. — профессор НИУ ВШЭ – СПб, к.п.н.;
Илюшин Л. С. — профессор СПбГУ, д.п.н.;
Казакова Е. И. — профессор СПбГУ, д.п.н.;
Лебедев О. Е. — член-корреспондент РАО, профессор МВШСЭН, д.п.н.;
Рогозина Т. В. — доцент кафедры управления и экономики в образовании ЛОИРО, зав. научно-аналитическим отделом ЧОУ Санкт-Петербургская гимназия «АЛЬМА МАТЕР», к.п.н.;
Щур Т. А. — генеральный директор ЧОУ Санкт-Петербургская гимназия «АЛЬМА МАТЕР».
К.Э. Сухенко, депутат Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, председатель бюджетно-финансового комитета Законодательного Собрания.
В.В. Кучурин, д.и.н., декан факультета менеджмента в образовании ГАОУ ДПО ЛОИРО.
А.М. Ельяшевич, к.ф.-м.н., профессор СПбГПУ, гл. ред. журнала “Родник знаний”.
С.М. Кадочников, директор филиала НИУ ВШЭ-СПб, д.э.н.
И.В. Девятко, заместитель руководителя представительства Агентства стратегических инициатив в Северо-Западном федеральном округе.
Всего участников — 163 чел.
95 чел. — представляют государственные образовательные учреждения Санкт-Петербурга
43 чел. — представляют Негосударственные образовательные учреждения Санкт-Петербурга
25 чел. — представляют 19 регионов России
Актуальные вопросы образования обсудили в рамках научно-практической конференции в Петербурге
Проведение вашей Конференции – демонстрация намерений образовательных учреждений и научного сообщества к плодотворному сотрудничеству в сфере образования. А тема, объединившая педагогов, ученых и родительскую общественность, чрезвычайно актуальна и значима для развития отечественного школьного образования.
О.Н. Смолин
Приветственное слово П.М. Солтана
В качестве одного из значимых результатов реформы определено расширение возможностей выбора для педагогов. Необходимо содержательное обсуждение существования данных возможностей и их анализ с позиции создания школы, привлекательной для учителя.
Заиченко Н. А. — профессор НИУ ВШЭ – СПб, к.п.н.;
Илюшин Л. С. — профессор СПбГУ, д.п.н.;
Казакова Е. И. — профессор СПбГУ, д.п.н.;
Лебедев О. Е. — член-корреспондент РАО, профессор МВШСЭН, д.п.н.;
Пискунова Е. В. — профессор РГПУ им. А.И. Герцена, д.п.н.;
Рогозина Т. В. — доцент кафедры управления и экономики в образовании ЛОИРО, зав. научно-аналитическим отделом НОУ Санкт-Петербургская гимназия «Альма Матер», к.п.н.;
Щур Т. А. — генеральный директор НОУ Санкт-Петербургская гимназия «Альма Матер».
Кравец М.В. — зам. начальника департамента образования ЯНАО;
Ленская Е.А.— руководитель Отдела развития МВШСЭН, к.п.н.;
Митрофанов К.Г. — руководитель центра методологии проектирования стандартов и оценки качества образования ФИРО, к.п.н.;
Положевец П.Г.— главный редактор «Учительской газеты»;Сунгуров А.Ю. — профессор НИУ ВШЭ–СПб, Президент СПб гуманитарного и политологического центра «Стратегия», эксперт Совета Европы и Еврокомиссии, д.с.н.;
Соловейчик А.С. — главный редактор Издательского дома «Первое сентября»;
Ушаков К.М. — главный редактор журнала «Директор школы», д.п.н.;
Цыпляев С.А. — политолог, президент фонда «Республика», представитель Президента РФ в Санкт-Петербурге и Ленинградской области в 1992–2000 гг.
Работа секций «Школа, привлекательная для учителя»;
Панельная дискуссия участников и гостей конференции «Мифы о школе».
2. Презентация “Страна и Школа: границы возможного”, Н.А. Заиченко, кандидат педагогических наук, профессор ВШЭ.
3. Состав участников конференции «Школа 2021: ситуации выбора»
А.А. Левитская
Приветственное слово О.Н. Смолина
Заиченко Наталья Алексеевна (к.п.н., профессор СПб филиала ГУ-ВШЭ),
Илюшин Леонид Сергеевич (д.п.н., профессор СПбГУ),
Казакова Елена Ивановна (д.п.н., профессор СПбГУ),
Каспржак Анатолий Георгиевич (к.п.н., профессор Института развития образования Центра мониторинга качества образования ГУ-ВШЭ),
Кучурин Владимир Владимирович (к.и.н., ведущий научный сотрудник НИЦ ЛОИРО),
Лебедев Олег Ермолаевич (член-корреспондент РАО, д.п.н., профессор МВШСЭН),
Левковец Светлана Викторовна (методист НОУ «Санкт-Петербургская гимназия «Альма Матер»),
Митрофанов Кирилл Германович (к.п.н., руководитель центра методологии проектирования стандартов и оценки качества образования ФИРО),
Рогозина Татьяна Валерьевна (зав. научно-аналитическим отделом НОУ «Санкт-Петербургская гимназия «Альма Матер»),
Щур Татьяна Аяновна (генеральный директор НОУ «Санкт-Петербургская гимназия «Альма Матер»).