Учителям предложили построить модель современной системы обучения в школе

В рамках X Петербургского международного образовательного форума прошла конференция «Невозможное возможно: архитектура современной образовательной системы школы»

​Сегодняшняя реальность позволяет человеку, не важно в какой профессиональной сфере он при этом трудится, попробовать себя в разных ипостасях. Строитель может быть сам себе режиссер, продавец – сам себе журналист, повар – сам себе путешественник и т.д. Почему бы и учителю не примерить на себя что-то новое?

Педагогам — участникам конференции в гимназии «Альма Матер», одной из самых крупных частных школ Петербурга, тоже предложили стать… архитекторами. И в прямом смысле слова построить модель современной образовательной системы школы.
Конференция «Невозможное возможно: архитектура современной образовательной системы школы» состоялась в рамках X Петербургского международного образовательного форума. Участие в ней приняли более 130 человек. Нужно заметить, что конференция проходит в гимназии при поддержке различных педагогических и научных организаций с 2007 года, и ее темами всегда становятся острые и насущные вопросы образования. Этот год не стал исключением. Как пояснил бессменный эксперт и замечательный педагог, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор Олег Лебедев, сейчас во всем мире происходят трансформационные процессы, которые не могут не отражаться на системе образования. Под влиянием этих процессов идут изменения и в предметно-классно-урочной системе обучения. В то же время трансформация далеко не одноплановая. Она может быть реставрационной, когда предпочтительно возвращение к прошлому, имитационной, когда новаторством прикрывается давно существующее, и опережающей, когда возможно предугадать перспективу. Какой вид трансформации может быть приемлем для школы? Успевает ли она изменяться, реагируя на запросы общества? Наверстывает ли она уже совершившееся или способна работать в упреждающем режиме? По задумке организаторов конференции, участники архитектурных мастерских и должны были попробовать проникнуться сутью этих вопросов и провести мысленный эксперимент, как может быть выстроена образовательная система школы, чтобы развиваться в контексте происходящих изменений.

Чтобы мысли педагогов были глубже, а вопросы более многоплановыми, на пленарном заседании своей точкой зрения поделился заместитель научного руководителя НИУ ВШЭ, доктор экономических наук, ординарный профессор Лев Любимов. По его словам, сегодня в России доминирует дидактическая модель образования, в то время как в странах Европы и Востока господствует аутентичная модель образования. Отличие этих моделей, если упрощенно, в том, что в первом случае присутствует монологичная педагогика, а во втором – диалогичная. При дидактической модели учитель и учебник являются источниками информации, которая алгоритмирована и интерпретирована. В эпоху многообразия и при наличии глобальных источников информации это кажется бессмысленным. Другое дело, что главной компетенцией 21 века становится чтение, потому что основной способ получения знаний – это извлечение смыслов из текстов. Этому нужно учить. Любая информация, которая не отрефлексирована, не переработана собственным переживанием, уходит из памяти. Поэтому как педагогам, так и ученикам нужно читать книги, конспектируя свои размышления над прочитанным. Также при аутентичной модели образования работа в группе является главной школой коммуницирования.

К слову, работа в группе и была основной для участников конференции в архитектурных мастерских. На первом этапе им нужно было собрать из деталей конструктора модель сегодняшней образовательной системы школы. Детали обозначали элементы системы – содержание, среду, технологии, управление, контроль — и отличались по цвету. Вполне ожидаемо для экспертов в каждой из выстроенных моделей современной образовательной системы преобладал красный цвет, то есть цвет контроля. При этом не всем участникам групп удавалось договориться о том, какие детали-элементы будут в основе, а какие – в надстройке. Но это, как пояснил Олег Лебедев, как раз нормально, поскольку, если ситуацию спроецировать на детей, то формирование самостоятельности у них как раз зависит от того, получают ли они задачи с неопределенным результатом. В этом случае ответ часто получается неожиданным и нестандартным и, в свою очередь, рождает новые вопросы. Когда нет заданных результатов, появляются оригинальные идеи и случаются прорывы.

В ходе групповой работы участники архитектурных мастерских также собрали модели будущей образовательной системы школы. Надо ли говорить, что присутствие красного цвета в этих моделях было минимальным? То есть контроль уступил место самоконтролю. При этом каждая мастерская строила свою модель, исходя из предложенного образа жизни: виртуалы, инноваторы, колонизаторы, фрилансеры. Кто-то считал базовой основой модели содержание, кто-то – среду, кто-то – технологии, но практически все участники мастерских в конце работы сделали обнадеживающий вывод: школа может меняться, может трансформироваться, может не следовать за изменениями, а готовить детей к тому, чтобы они сами создавали эти изменения уже в ходе обучения. Но для этого и педагогам придется пересматривать многое в своей профессиональной деятельности.

Такие конференции заставляют задуматься над многими вещами. К примеру, как призналась заместитель директора по УВР школы № 4 г. Тихвина Ленинградской области Ольга Пименова, участие в работе мастерских дало новый опыт общения за одним столом с коллегами-управленцами, педагогами, методистами. Кроме того, рассказ об аутентичной модели образования заставил обратить внимание на взаимодействие с родителями. Формат работы с ними почти не изменился за многие годы: подчас это монолог учителя или директора и зачастую с негативным оттенком. Родители не знают, что школа может и готова им помогать, как теоретически, так и практически, во многих вопросах, связанных с воспитанием, развитием детей. С родителями нужно учиться вести конструктивный диалог. Интересно и предложение читать книги, держа под рукой рабочую тетрадь. Осмысленное чтение – это всегда другой ракурс, другой взгляд на привычные вещи.

По мнению большинства участников конференции, то, что многие вопросы остаются открытыми и есть темы, над которыми хочется подумать, и является значимым результатом подобного профессионального общения.

Источник: «Учительская газета» от 28 марта 2019.