Приоритетные методы и формы работы

Методы, активизирующие самостоятельность и творчество учеников:

  • эвристический метод, позволяющий научить детей добывать и конструировать знания с помощью наблюдений, анализа и обобщения;
  • метод гипотез, заключающийся в том, что школьникам предлагается сконструировать версии ответов на вопрос учителя по предлагаемому заданию или проблеме и обосновать справедливость предложенной гипотезы (Например, «Что произойдёт, если исчезнут знаки препинания?»);
  • метод вживания, в ходе применения которого ученику предлагается путём чувственно-образных и мысленных представлений «переселиться» в изучаемый объект, познать его изнутри дать словесное описание (Например, «Представь ,что ты кленовый лист, дождевая капля и т.д.»);
  • метод образного видения, побуждающий учеников создавать образную картину объекта: облака, города, дерева и т.д.;
  • метод создания учениками оригинальных текстов на основе предложенных учителем заданий «Я вижу…», «Я слышу…», «Я чувствую…», «Я рисую словом…»;
  • метод обучения в диалоге, в ходе которого учитель организует детей на совместный поиск знаний;
  • метод выработки необходимых навыков и умений на основе чётких алгоритмов;
  • метод подачи и оценивания качества усвоения учебного материала в виде тематических блоков.

В своей работе учителя нашей кафедры опираются на технологию УДЕ (укрупненные дидактические единицы). Используем блоки взаимосвязанных упражнений, обеспечивающих целостность формируемых знаний, прочность усвоения.

Используемые приемы:

  • деформированные упражнения;
  • заполнение пустых ячеек схем, таблиц, алгоритмов;
  • составление заданий учащимися и их последующие выполнения.

Наши учащиеся самостоятельно составляют словарные и тематические диктанты и тематические диктанты на заданную орфограмму, тесты, проверочные — для одноклассников и учащихся младших классов.

Основной формой обучения является урок: урок-лекция, урок-игра, урок с элементами инсценировки и т.д. Особое место в этой системе занимают «уроки-доверия», которые готовят и проводят ученики 5-11 классов для учеников младших классов. В подготовке этих уроков принимает участие учитель, но на самом уроке учитель не присутствует, и успех такого урока зависит от понимания и взаимного доверия между его участниками. Опыт учителя Л.А. Мизоновой показывает, что такая форма обучения полезна и интересна для учеников разных возрастов.

Для тех, кто имеет затруднения в изучении русского языка, существует такая форма обучения, как индивидуальные занятия, систематически проводимые всеми учителями по необходимости с каждым учеником.

Особой формой обучения является Неделя русского языка в системе Предметных недель, ежегодно проводящихся в гимназии.