Интегрированный урок русского языка и географии «Фразеологизмы – путешественники»

Интегрированный урок русского языка и географии «Фразеологизмы – путешественники» (8 класс)
2012 -2013 учебный год
Учителя: Вычик  Т.В., Маркарян Н.Р.

Урок в форме дидактической игры с элементами театрализации

Цели урока:
1)    развитие речи учащихся, актуализация знаний о фразеологических оборотах, знакомство с новыми фразеологизмами, историей их возникновения и особенностями употребления
2)    актуализация знаний по географии;
3)    формирование метапредметных умений.

Наглядность:

  • Рисунки с изображением флагов разных стран
  • Распечатанные слайды, на которых дается толкование фразеологизмов

Ведущий (ученик 8 класса).
Почемучка (ученик 5 класса).
Команды по 6 человек
Пары учащихся 8 класса, представляющие фразеологизмы.
Жюри из учеников 8 класса

Ход урока.

Учитель ставит перед учениками задачу: в конце урока высказать свое мнение, почему сегодня на уроке объединились два предмета.

  1. Ведущий сообщает основные сведения о том, что такое фразеологические обороты, в чем их особенность.
  2. Вопрос Почемучки залу: что означает выражение терра инкогнита? Когда и в какой стране оно возникло?
  3. Представление фразеологизмов группами учащихся 8 классов.

1)    Почемучка:  сейчас речь пойдет о другой стране, узнайте ее по приметам (Турция). Какие фразеологизмы со словом, заимствованным из турецкого языка,  вам известны? Что они означают? (аршин проглотить, мерить на свой аршин). Представление фразеологизмов пантомимой.

  • Показ слайда об этом фразеологизме.
  • Рассказ о заимствованиях из тюркского языка, о языковых особенностях заимствованных слов.

2)    Рассказ о фразеологизме крепкий орешек.

Ученик 8 класса: отношения России и Турции складывались непросто, отношения России и Швеции тоже. Следующий фразеологизм уходит корнями во времена Петра Первого.

Показ первого слайда о фразеологизме.

Вопрос Почемучки: что означает фразеологизм «крепкий орешек», какое новое понимание вложил Петр Первый в название города?

3)    «Устами младенца» представляем выражения водить за нос, белены объесться.

Ведущий: Мы решили узнать, знакомы ли с крылатыми выражениями самые маленькие гимназисты – первоклассники. Послушайте, как толкуют они эти фразеологизмы.

Предварительно ребята 8 класса опросили учеников начальной школы, как они понимают значение этого выражения.

Показ фильма, снятого ученицей 8 класса.

Пауза для эрудитов: узнай флаг нашей страны.

4)    Переносимся в высокогорную страну в Альпах.

Узнай фразеологизм, о котором разыграют сценку (попал в яблочко, Швейцария).

5)    Какие ассоциации возникают со словом ЙОТА?( запись каждой командой своих ассоциаций, совпадающие вычеркиваем). Что такое йота?

Рассказ о фразеологизме ни на йоту (Греция).

Ведущий: вот как важна буква – поменяешь ее, и смысл высказывания нарушится. Будьте внимательны к буквам, к словам, к своей речи. Совершенствуйте ее. Использование фразеологизмов сделает вашу речь более яркой, образной, выразительной.

Закрепление (осуществляется с помощью интерактивной доски).

А) Соедини фразеологизм со страной, в которой он родился.

Попал в яблочко                                                        Греция

Аршин проглотить                                           Англия

Крепкий орешек                                                Турция

Красной нитью                                                  Швеция

Ни на йоту                                                         Швейцария

Б) Дай правильное толкование данных фразеологизмов.

В) Покажи на карте, где расположены страны, о которых шла речь на уроке.

Подведение итогов, рефлексия.

  • Почему на сегодняшнем уроке соединились два предмета – русский язык и география? (В русском языке много заимствованных фразеологизмов, они связаны с историей, бытом той страны, откуда пришли).
  • Дайте название нашему сегодняшнему уроку, обоснуйте его.