Римский проект

«Традиционным мероприятием Недели истории является «Закрытие Римского проекта (10 класс)» и «Открытие Римского проекта (9 класс)». Об этом проекте можно написать отдельную книгу, но ограничимся кратким знакомством с его сутью именно в контексте Недели. Дело в том, что каждый год весной 9 классы «Альма Матер» проводят каникулы в Риме, знакомятся с историей, культурой и искусством, но не в качестве праздных туристов, а выполняют большую исследовательскую работу, которую начинают задолго до самой поездки ещё в Петербурге.

Организаторы проекта так определяют его цели:

  • изучение Петербурга даёт понимание проблемы «Я в родном городе, в России»;
  • вечный Рим помогает понять взаимосвязанность вещей в мире, синтез явлений;
  • Петербург + Рим дают понимание проблемы «Я в мире» на основе диалога и сравнительного восприятия культур различных стран, народов и времён.

Чтобы достичь этих целей необходимо постоянное включение в культуру для активного её изучения.

Включение в проект его участников происходит на церемонии «Открытия-закрытия», во время которой 10-е классы отчитываются о проделанной работе по проекту, представляют свой опыт, свои творческие работы, дают дружеские наставления на основе собственных ошибок и передают эстафету 9-классникам, каждый из которых получает специальную папку для ведения исследовательской работы, подготовки прогноз-экскурсий, для записи наблюдений, для сбора материалов к творческим работам. Результаты работы по Римскому проекту могут быть включены в контексты различных предметных недель, но, пожалуй, более всего материалы Проекта связаны с Неделей истории.

Так в 2006 году ведущей темой в Риме была тема «Женщина в истории» и, конечно, как было при этом не обратиться к древнеримскому поэту Катуллу, призывавшему к любви, уважению и пониманию женщины, не прочитать переводы его стихов нашим великим Пушкиным, и далее найти ещё многочисленные примеры пересечения в диалоге культур Италии и России.

Получать знания можно по-разному. Для участников Римского проекта способ получения знаний состоит в следующем: от восприятия гениальных творений искусства к осознанию их смысла и художественных особенностей, а затем — к творческой передаче своих впечатлений и новых мыслей либо в виде словесных описаний письменных или устных (запись в дневнике наблюдений, составление текста экскурсии, сочинение очерка об увиденном), либо реализация своих новых знаний в немых ролях героев увиденных художественных произведений (фресок, скульптур, живописных картин, гобеленов) или в роли гида, рассказывающего об этих творениях посетителям школьного Музея.

Результатами Римского проекта являются сравнительные работы ребят по научным и культурным реалиям Петербурга и Рима, рефераты, сообщения, макеты памятников культуры, тексты экскурсий и др.»

 

Из книги «Учебные праздники в «Альма Матер»

Р.Е. Сокуренко

Книга серии «Дидактика творчества» «Вечный Рим — образовательное пространство школьников»
Р. Е. Сокуренко