Индивидуализация обучения

Содержательный аспект индивидуализации представлен материалами ученических конференций и семинаров (семинар «Нет наркотикам!»,
10 классы, «Альма Матер», обществознание). Выбор тем докладов, подготовка материалов и проведение докладов-презентаций (в том числе при сопровождении компьютерных презентаций) школьники готовят по большей части самостоятельно. Руководство подготовкой осуществляется, во-первых, при помощи инструкции по подготовке к докладу (тема; обязательные пункты доклада; материалы, частично освещающие тему; список литературы; критерии оценки доклада — по каждой теме), а во-вторых, во время консультаций до конференции.

Личностный аспект индивидуализации также представлен двумя аспектами. Первый из них скорее технологичен: это домино как быстрая отработка исторической фактологии. Этот прием может применяться во всех классах,
в том числе и в старших, с небольшими изменениями в заданиях. Так, в лото «Программы политических партий дореволюционной России» (10 классы), ребята в парах по уже заполненным в тетради таблицам и с использованием учебника заполняют поле лото, находя логику в программных заявлениях партий. В наборе карточек «Начало холодной войны» используются следующие задания:

  1. Отберите события (отложите даты в сторону) и расставьте их в три колонки: связанные с СССР, связанные с Западом и имеющие общий советско-западный характер.
  2. Расставьте эти события в хронологическом порядке.
  3. Подставьте к ним даты.
  4. Расставьте события снова по трем колонкам, соблюдая хронологический порядок.
  5. Уберите события и расскажите о начале холодной войны по оставшимся на парте датам.

Использование домино, лото и карточек позволяет эффективно и быстро закреплять материал (а порой и контролировать его усвоение), и при этом оставляет больше времени для индивидуальной работы.

Еще одним опытом работы личностной индивидуализации являются рабочие листы для работы на экспозициях Эрмитажа и Русского музея. При их подготовке использованы идеи внеаудиторного образования д.п.н. Л.М. Ванюшкиной (СПбАППО). Эти идеи основываются, во-первых, на том, что учение проходит не путем слушания (отсюда и название «вне аудио» — «вне слушания», внеаудиторное образование), а путем работы с экспонатами музея. Во-вторых, это не освоение текста другого (речь педагога, учебник и пр.),
а создание собственного текста (речи, заполнения рабочего листа, подготовки выступления) по собственным принципам (критерии отбора экспонатов каждый раз выбираются каждым учеником самостоятельно).

«В соответствии с теорией коммуникативных технологий, каждая идея окружающей действительности не дана сама по себе, а требует высказывания доказательств и доказательных версий, исследований, эксперимента. В ситуации внеаудиторного образования личности предоставлена эта свобода поиска, ибо ничего не постулируется заранее, a priore. Таким образом, типичная для внеаудиторного образования «ситуация неопределенности» ускоряет расставание с иллюзией, что на каждый вопрос существует «правильный» или «единственно возможный» ответ, является стимулом развития творческой сферы… В то же время внеаудиторное образование открывает перспективы для поиска и освоения методик, основанных на таких присущих ребенку и естественных для него потребностях как активность, любознательность, стремление к эксперименту, проверке своих предположений».

Л.М. Ванюшкина.

Непростая в этой ситуации проблема контроля осуществляется путем проверки рабочих листов (критерий оценки — наличие и осмысление критериев отбора и принципов построения собственного текста), а также, как вариант, проведение отрывка самостоятельно подготовленной тут же на экспозиции экскурсии по собственным идеям и впечатлениям

Создание рабочих листов — тяжелый, долгий и творческий процесс, однако он вознаграждается сторицей открытиями учеников и их неизменным интересом к музеям.

Методологический аспект индивидуализации представлен мультиперспективным подходом в истории по разработанным материалам «Сталинградская битва»: «Война солдат», «Война генералов», «Противостояние политиков». Одни и те же события позволяют вжиться в роли как немецких, так и советских людей, как руководителей и командующих, так и рядовых граждан. Разделение точки зрения другого — еще один аспект индивидуализации, представленный в данных материалах.

Другими формами индивидуализации являются: образовательные путешествия, Римский проект, Музей.