Цели кафедры и пути их реализации

Цели кафедры Пути реализации
1. Развитие ведущих направлений модернизации школьного исторического образования:
а) качество образования Индивидуализация обучения (доклады, образовательные путешествия, проект «Музей», Римский проект)
б) переход на концентрическую систему преподавания истории и корректировка модели исторического образования Произведен переход на концентрическую систему обучения; обучение истории начинается с 4, а не с 5 класса
в) специализация в старших классах Факультативы в 11 классе для углубленного изучения истории и обществознания и подготовки к вузам
г) внедрение в образовательный процесс информационных технологий Использование мультимедиа (презентации для иллюстрации, работы в группах, формы выполнения домашних заданий, сопровождения докладов)
2. Дальнейшее обеспечение образовательного процесса дидактическими материалами Закупка карт и дидактических материалов. Подписка на методические журналы, формирование папок с методическими материалами по различным формам работы

Повышение качества образования и индивидуализация обучения

Специализацией гимназии «Альма Матер» являются иностранные языки, но гимназическое образование предполагает расширенный кругозор в гуманитарных предметах: истории (4-11 классы), обществознании (8-11 классы), истории и культуре Санкт-Петербурга (1-8 классы), МХК (5-10 классы), Римскому проекту (9-10 классы), истории зарубежной литературы (11 класс).

Индивидуализация обучения 

Образовательные путешествия 

Переход на концентрическую систему преподавания истории и корректировка модели исторического образования

Изучение истории проходит в сегодняшней российской школе в два концентра:
В 5-9 классах школьники изучают российскую и зарубежную историю с древнейших времен до наших дней (первый концентр).
В 10-11 классах история изучается вновь на более глубоком (проблемном) уровне понимания (второй концентр).

История в гимназии «Альма Матер» преподается с 4 класса (в большинстве школ — с 5 класса). Это, во-первых, дает возможность пройти курс «Рассказы по русской истории» (4 класс, I полугодие, 2 часа в неделю), который знакомит с историей России еще до ее систематического изучения в средней школе. Во-вторых, это дает возможность изучить Историю Древнего мира и историю Средних веков к концу 5 класса, что высвобождает лишние полгода на систематический курс Истории России, позволяет изучить его глубже и интереснее.

Специализация в старших классах (история и обществознание)

Как уже говорилось выше, специализацией гимназии являются иностранные языки (английский, немецкий, французский), однако с приближением выбора будущей профессии, а затем и конкретного вуза и факультета, целесообразно введение специализации. Так, если в 10 классе на историю отводится 4 обязательных часа в неделю, то в 11 лишь 2, но при этом к ним добавляются 3 часа факультативов для желающих. Таким образом происходит снижение перегрузки для всех (на два часа), кроме интересующихся предметом (всего 5 часов). Цель факультативов — подготовить желающих как к сдаче истории как в форме ЕГЭ, так и к поступлению в вузы.

Обществознание преподается с 8 по 11 класс (по 1 часу в неделю), а в 11 классе факультатив по обществознанию (2 часа в неделю дополнительно) позволяет желающим изучить этот предмет глубже, подготовиться к сдаче экзаменов по обществознанию в вузы.

Внедрение в образовательный процесс информационных технологий

В современном мире, где количество информации устремлено в плюс бесконечность, а механизмы ее передачи, записи и хранения упростились до нескольких секунд (скоростной Internet, DVD ит.п.) учитель в школе оказывается в непростой ситуации. Дети почти ничему не удивляются на уроке, они не проявляют любопытства, потому что слово учителя кажется им слишком однообразным и монотонным, а материал — вроде бы знакомым. С помощью компьютерных технологий появляется возможность облечь необходимые для каждого ученика знания в узнаваемую и привычную для него форму

Так, преподавая учебную дисциплину «Римский проект», Е.К. Гапочко с помощью компьютера демонстрирует ученикам и географию (карты, ландшафты), и историю Италии (события, место события и его действующих лиц), а также явления и памятники культуры во всех возможных ракурсах.

Компьютерные технологии систематически применяет в работе К. О. Битюков. Эти технологии дают огромную свободу в подборе материала, возможность постоянно обновлять и изменять видеоряд к занятиям. Теперь естественной границей в преподавании является образовательная программа предмета, а не отсутствие наглядных пособий. Отпали проблемы редкой книги, картины, удаленности музея и т.п., потому что все необходимое можно записать на CD, раздать всем ученикам или пустить по Сети в компьютерном классе.

Многие уроки по истории ведутся с использованием компьютерных презентаций, презентации также использовались учениками при ответах и докладах; открытые уроки так же давались с использованием презентаций.

Дальнейшее обеспечение образовательного процесса дидактическими материалами

Библиотека школы по просьбе кафедры подписывается на специальные методические журналы, такие как «Пре6подавание истории в школе», «История и обществознание в школе», «Искусство в школе», газету «История» (приложение к газете «1 сентября»). Ведется отслеживание всех новых материалов и составление папок с методическими материалами по различным формам работы и темам).