Опыт профессионального обучения педагогических кадров в гимназии «Альма Матер»

Как показывает практика, традиционная система профессионального обучения (годичные и краткосрочные курсы в АППО) недостаточно эффективна. Это связано как с невозможностью учёта образовательных потребностей потенциальных слушателей, так и с преимущественно теоретической подготовкой преподавателей. Фактом педагогической практики последних 5-7 лет стало уклонение педагогов от посещения методических курсов. Попытка вернуться к обязательности годичных курсов, связав их с процедурой аттестации, вызвала негативную реакцию педагогов-практиков. Однако обучение персонала является важнейшим условием успешного функционирования любой организации. Это особенно справедливо в современных условиях, когда процесс устаревания профессиональных знаний и   навыков убыстряется.

В этих условиях в гимназии «Альма Матер» сложилась система профессионального обучения педагогических кадров, основанная на принципах современного менеджмента, предусматривающих сочетание обучения вне пределов организации (школы) с обучением «на рабочем месте».

В Санкт-Петербургской гимназии «Альма Матер» профессиональное обучение представляет собой комплексный непрерывный процесс, включающий в себя несколько этапов:

Управление этим процессом профессионального обучения начинается с определения потребностей, которые формируются на основе потребностей развития педагогов гимназии, а также необходимости выполнения сотрудниками гимназии своих текущих профессиональных обязанностей.

Потребности, связанные с выполнением должностных обязанностей, определяются на основе заявок руководителей методических служб и самих педагогов, путём анализа результатов работы гимназии, тестирования сотрудников.

Стратегия развития гимназии, зафиксированная в специальных документах, также является важным источником сведений о потребностях в профессиональном обучении. В Санкт–Петербургской гимназии «Альма Матер» это специальные документы — Концепция, Программа развития школы и Образовательная программа гимназии «Альма Матер».

Профессиональное обучение связано со значительными материальными затратами, поэтому формирование и контроль за исполнением  бюджета являются важнейшими элементами управления профессиональным обучением. Администрация школы определяет, сколько средств может быть потрачено на профессиональное обучение в течение следующего года и, сопоставляя размер бюджета  выявленными потребностями, устанавливает приоритеты  в профессиональном обучении.

Оценка эффективности программ обучения является центральным моментом управления профессиональным обучением в современной школе и одновременно самой сложной проблемой такого управления. Оценить эффективность каждой отдельной программы  достаточно сложно, поскольку далеко не всегда удается определить её влияние на конечные результаты деятельности всей школы. В таком случае эффективность может оцениваться по степени достижения стоявших перед программой целей.

Некоторые программы обучения создаются не для выработки конкретных  профессиональных навыков, а для формирования определенного типа мышления и поведения. Эффективность такой программы довольно сложно измерить напрямую, поскольку её результаты рассчитаны на долговременный период и связаны с поведением и сознанием людей, которые не поддаются точной оценке. В подобном случае в Санкт-Петербургской гимназии «Альма Матер» используются косвенные методы:

  • тесты, проводимые до и после обучения, и показывающие, насколько увеличились знания обучающихся;
  • наблюдение за поведением прошедших обучение сотрудников на рабочем месте;
  • наблюдение за реакцией обучающихся в ходе программы;
  • оценка эффективности программы самими обучающимися с помощью анкетирования или в ходе открытого обсуждения.

В любом случае критерии оценки должны быть установлены до обучения и доведены до сведения обучающихся, обучающих и управляющих процессом профессионального обучения в школе. После завершения обучения и проведения его оценки результаты используются при дальнейшем планировании профессионального обучения.

Разработка программы обучения предполагает определение её содержания и выбор методов профессионального обучения. Содержание программы определяется, в первую очередь, стоящими перед ней целями, отражающими потребности в профессиональном обучении конкретной школы. При определении содержания программы также необходимо учитывать характеристики потенциальных обучающихся.

Считается, что успех программы профессионального обучения на 80% зависит от её подготовки и только на 20% от желания и способности обучающихся. Обучение будет в одинаковой степени неэффективно в случае отношения к нему как к «оплачиваемым каникулам» или как к «наказанию». Поэтому администрация гимназии «Альма Матер» уделяет особое внимание созданию соответствующего отношения к планирующемуся обучению. Понимание того, как профессиональное обучение может заинтересовать сотрудника, позволяет соответствующим образом преподнести ему информацию о предстоящей программе.

Также важно определить способность сотрудника участвовать в конкретном курсе профессионального обучения, т.е. степень его подготовленности. Косвенными индикаторами этого являются уровень образования, профессиональный опыт, результаты аттестации. В некоторых случаях используется и предварительное тестирование кандидатов на участие в курсе обучения (например, при отборе кандидатов на дорогостоящие курсы повышения квалификации преподавателей иностранного языка). Как показал опыт гимназии «Альма Матер», присутствие в группе даже одного недостаточно (или слишком) подготовленного участника может значительно снизить эффективность всего курса.

Перед гимназией «Альма Матер» стоит задача совершенствования системы самостоятельного обучения с помощью электронных вспомогательных средств. Развитие персональных компьютеров и их мультимедиа приложений позволяет в значительной мере преодолеть недостаток самостоятельного обучения — отсутствие обратной связи, так как в продающихся сегодня компьютерных программах обучение происходит в режиме постоянного диалога обучающегося с компьютером, причем этот диалог ведется при помощи различных средств общения — компьютерной клавиатуры, голоса, видео изображений, графических материалов и рисунков. При сохранении преимуществ индивидуального обучения (контроль скорости, повторение, доступность), использование средств мультимедиа дает возможность  поддержания обратной связи и корректировки процесса обучения, что значительно повышает его эффективность. Исследования американских ученых показали, что компьютеризированное обучение с использованием средств мультимедиа обеспечивает более высокую степень усвояемости материала (на 30%) и более высокий процент запоминания, чем традиционные методы.

Гимназия  «Альма Матер» привлекает к решению  задач профессионального обучения «внешних» специалистов. По нашему мнению, тенденция расширения круга организаций, предоставляющих услуги по профессиональному обучению, будет преобладать. В этих условиях особое значение приобретает грамотный маркетинг образовательных  услуг (изучение потребностей школ, изучение рынка образовательных услуг и экспертиза качества этих услуг, предоставление информации об этих услугах).