«Эврика» №1

Виртуальный художественно-публицистический журнал

В любой науке, в любом искусстве
лучший учитель — опыт…

Сервантес

Содержание:


От редакции

«Эврика!» — восклицание «Я нашёл!» приписывают греческому учёному  Архимеду. С течением времени это изречение стало использоваться как радостная констатация какого-нибудь открытия или появления новой осеняющей мысли.

Мы назвали наш журнал «Эврика» потому, что хотим публиковать в нём материалы, отражающие творчество наших гимназистов, их поиск и достижения, их впечатления и мнения. Пусть в этом журнале будет всё, что свойственно детству и юности в непрерывном и радостном открытии Мира для себя и себя — Миру. И конечно, нам не обойтись без интересных мыслей, историй, комментариев и дружеских советов взрослых

Для всего этого в журнале будут, например, такие рубрики: «Литературный вернисаж», «Поэтические подмостки», «Рисуем впечатления», «Из дальних странствий», «В нашем доме на Шпалерной», «Дизайн, дизайн», «Гость номера», «Послесловие», «Я думаю, что…», «Это интересно (полезно) знать», «От урока к самостоятельному поиску», «Мои увлечения», «Мой путь к профессии» и др.

Мы надеемся, что с помощью журнала «Эврика» ученики гимназии не только смогут показать свои творческие достижения, поделиться своими впечатлениями и соображениями, но и узнать много полезного и интересного.

В состав редакции на сегодняшний день (для оперативного выпуска первых номеров) войдут непосредственные организаторы и исполнители журнала, т.е. администрация сайта «Альма Матер». Мы приглашаем всех, кого заинтересует наш журнал, стать членами его общественной редколлегии. Надеемся, что в будущем из самых активных корреспондентов и респондентов журнала будет образован более широкий постоянный состав его редакции.

Вернуться к содержанию


Из дальних странствий

Наше путешествие в Америку

Екатерина Дмитриевна Григорьева,
учитель английского языка гимназии
«Альма Матер»

Школьный обмен с «Шейкер Хай Скул» в городе Олбани (штат Нью-Йорк, США) существует уже давно, с 1990 года. В этом году состоялась уже третья поездка учеников гимназии «Альма Матер» в Олбани.

Самая неприятная часть поездки, а именно длительный перелёт, позади , и мы выходим из самолёта в аэропорту Нью-Йорка, нас встречает автобус. Мы едем в Олбани, где нас с нетерпением ждут все семьи, в которых принимают наших детей. Первая встреча — это самый волнующий момент, ведь ребята не знают друг друга, а им предстоит прожить вместе две недели. Впереди — выходные, которые наши ребята проводят в американских семьях. Обычно каждая семья готовится к приезду гостей из России. Все члены семьи заранее придумывают, куда взять детей на выходные, что показать, как их развлечь.

А в понедельник все мы идём в школу, знакомимся с её деятельностью, школьными правилами, посещаем уроки.



Все последующие дни нашего пребывания в гостях очень насыщены. Вначале ребята посещают в школе 1-2 урока по выбору, а затем мы уезжаем
на экскурсию по стране. За время этой поездки мы посетили Нью-Йорк, Бостон, Олбани, увидели Ниагару.



Вся программа составлена так, чтобы ребята могли познакомиться с историей страны (поездка в Бостон), государственным устройством (посещение конгресса в Олбани), достопримечательностями, культурой и природой Америки (посещение городов, музеев, природных заповедников).



Поездка имеет большое культурное и образовательное значение, расширяет кругозор учеников, учит пониманию другой культуры и уважению к семейному укладу и традициям другой страны. Безусловно, подобные поездки являются хорошей языковой практикой для наших гимназистов.

***

Мне очень запомнилась наша поездка в Америку. Мне было любопытно познакомиться с культурой, традициями, менталитетом этой страны. Больше всего мне понравилась природа Америки. Нам приходилось много путешествовать на автобусе, и за окном можно было увидеть всевозможные породы деревьев с разными цветами листвы, сливающимися плотное яркое полотно леса.

Но наибольшее впечатление на меня произвёл Ниагарский водопад. Я бы с огромным удовольствием съездила туда ещё не раз. Мы были в Бостоне, в Олбени и в Нью-Йорке. В целом мне очень понравилось, но в Нью-Йорке у нас было очень мало времени, а хотелось бы посмотреть на ночной город.

Американская школа — это отдельный разговор. Но, в общем, очень похожа на то, что показывают в фильмах: огромное количество людей, в коридорах — оживлённое движение. Школа такая огромная, что без наших американских друзей мы бы просто потерялись.

Я бы с удовольствием съездила бы ещё раз в США для более глубоко знакомства с природой и городами этой страны.

Женя Антонова

***

Мне очень запомнилась наша поездка в Америку в октябре 2006 года! Мы удачно провели там две недели, одной было бы явно мало. Проживание в семье помогло нам понять все тонкости жизни в США. Мы увидели страну «изнутри», глазами её жителей, а не туристов. Могу сказать, что их образ жизни показался мне довольно размеренным и скучным. Полезно окунуться в другую атмосферу, где строго действуют законы и поддерживаются традиционные устои общества.

А вообще, было много приятных и позитивных моментов, как, например, наша поездка на Ниагару, водопад действительно очень красив, и это зрелище незабываемо. Я с удовольствием посетила бы ещё раз этот райский уголок в центре цивилизации.

Нью-Йорк поразил меня своим ритмом жизни, огнями и вечно куда-то стремящимися людьми. Для меня эта поездка стала самым полезным событием за весь год!

Я искренне советую всем принять участие в подобной, очень увлекательной поездке, чтобы своими глазами увидеть США и создать собственное впечатление об этой стране и её жителях.

Нина Романова

***

Это была моя вторая поездка в Америку, но, скажу честно, она была более интересная и насыщенная, чем первая поездка.

Больше всего мне запомнилась «моя семья». Они такие изумительные, и мне очень повезло с ними. Когда я встретила их в первый раз, они мне очень понравились, но от страха я забыла весь английский язык. Вечером, чтобы не позориться незнанием языка, рано ушла спать. Но зато, на следующий день (это был выходной) весь страху меня пропал, и я (сама от себя не ожидала) вспомнила всё, чему меня учили. Главное, что я всех понимала, и меня все понимали, и это было приятно. Я даже думать стала на английском!

Очень запомнилась школа и всевозможные экскурсии, особенно на Ниагару — это было чудесно, хотя и очень холодно! Хорошо, что мы поехали в США на целых две недели, зато сколько успели посмотреть. Так, что эта поездка мне даже, в какой-то степени, больше понравилась, чем поездка с классом по «Римскому проекту».

Вероника Савенко

Вернуться к содержанию


Поэтические подмостки

Татьяна Борисовна Резцова убеждена: «Творчеству можно и нужно учить!». Вот почему такое значение она придает урокам стихосложения и привития детям навыков поэтического моделирования. Предлагаем вниманию читателей примеры такого моделирования в стиле японской поэзии хокку, выполненные учениками 7 класса.

Глициния живет
Каждым днем своей жизни.
Вот бы и нам так!

Вилена Тер-Матевосян

Сад. Вишни цветут.
Летят цветы на ветру.
Так дети растут.

Полина Драндина

Ромашки цветок.
Центр — жёлтый, край — белый.
Жизнь началась.

Григорий Любачев

Юная розаКолет,
но радует глаз,
Как малое чадо.

Егор Семенов

Пламя бьётся на льду.
Чувства бушуют, но
Внешне спокоен.

Денис Рвшкевич

День моего рождения!
Много гостей, и только
Котёнок в сторонке.

Полина Кадкина

Бутон красив,
Необычен и ярок!
Но очень уж мал.

Анастасия Слышкова

В молодом лесу
Желтый лист засохший
Хочет быть ростком.

Юлия Фалко

Пыль цветка золотого
Сорвана порывом ветра.
Но… не окончен путь.

Нина Кожевникова

Вырвался тихо
Лист, зажатый в руке…
Так дети уходят.

Юлия Карманова

Вернуться к содержанию


Рисуем впечатления

Камилла Абзалова, 5-б
Камилла
Абзалова,
5-б
Анастасия Буценко, 6-б
Анастасия
Буценко,
6-б
Ульяна Вешкурцева, 2-а
Ульяна
Вешкурцева,
2-а
Екатерина Вихарева, 6-а
Екатерина
Вихарева,
6-а
Дарья Дмитришина, 2-б
Дарья
Дмитришина,
2-б
Ева Кооп, 5-б
Ева
Кооп,
5-б
Павел Животов, 6-а
Павел
Животов,
6-а
Никита Иванов, 1-а
Никита
Иванов,
1-а
Каролина Жукофф, 6-а
Каролина
Жукофф,
6-а
Никита Кветный, 1-б
Никита
Кветный,
1-б
Марк Ковальчук, 1-б
Марк
Ковальчук,
1-б
Екатерина Копылова, 6-а
Екатерина
Копылова,
6-а
Лев Парпаров, 4-а
Лев
Парпаров,
4-а
Лев Парпаров, 4-а
Лев
Парпаров,
4-а



Вернуться к содержанию


Литературный вернисаж


Лето

Что можно делать летом? Я расскажу вам. Можно прыгать и бегать, но это неинтересно, а я умею делать так, что прыгать и бегать становиться интересно. Например, прыгать на одной ноге до березы или бежать по полю с собаками рядом с лесом.

Можно, конечно, просто бежать, не глядя по сторонам, но если на минуту остановиться, вдохнуть аромат полевых цветов и луговых трав, то ты узнаешь и запомнишь аромат на всю жизнь. Это — аромат Родины. От маленькой зеленой веточки старого дуба до тихого пруда с ивами — всё наполнено воспоминаниями, всё дорого твоему сердцу. Ведь только летом ты приезжаешь в любимые места, вспоминаешь, как ты увидела гордого и величавого аиста, который ходил по полю. Или когда встала ночью и увидела загадочную и таинственную, светящуюся серебристую иву. А больше всего запомнилась та августовская ночь, когда был звездопад и тихий туман окутывал яблочный сад.

Согласитесь, жалко уезжать с дачи и прощаться с друзьями. Очень грустно поднимать первый опавший листочек, ощущать холод озерной воды. И однажды, растапливая утром камин, понять, что лето закончилось. И не скоро можно будет снова сидеть целыми часами на крыльце, любуясь на окружающий тебя мир.

Наступает осень, как будто, невидимые часы, которые остановились на миг, снова пошли. Приходит пора бесконечной спешки, уроков и заданий.

Только лето дает нам возможность увидеть, где мы живем, чем мы дышим и что любим. Вот, что мы можем увидеть, если остановимся.

Коловай Анастасия, 6-б

Как же темно на планете Земля!

В тёмном дремучем лесу слышатся таинственные шорохи и шёпоты. По узкой тропинке в густой темноте пробирается странное существо. Вдруг из-за чёрной тучи выглянула стеклянная луна, и я увидела, как осторожно шевелятся маленькие мохнатые ушки. Глаза постепенно привыкали к темноте, и мне стали видны маленькие светящиеся глазки-пуговки и розовый носик. Существо шуршало, аккуратно пробиралось через лес и тихо пищало. Ещё через пять минут глаза привыкли к темноте. По траве тихонько шёл инопланетянин. На нём была хорошенькая красная футболочка в зелёный горошек, чёрно-белые коротенькие штанишки и жёлтенькие босоножки, в которых очень уютно устроились маленькие мохнатые пальчики. Инопланетянин излучал добро и тепло. Пушистыми ручками он раздвигал кусты, и они становились зеленее. Своими ножками он шёл по траве, и она становилась свежей. Своим маленьким сердечком он грел всё вокруг, и становилось так радостно!

Кто же это такой? Откуда он: такой теплый, пушистый и добрый? Улетит скоро, наверное, и будет нашу планету вспоминать: «Как же темно на планете Земля!»

Нечаева А., 6-а

Мой любимый уголок природы

Летним вечером, когда уже не жарко и еще не холодно, хорошо сидеть у какой-нибудь лесной речки. Смотреть на прохладную воду, медленно текущую куда-то, на неторопливо проплывающие облака, напоминающие то барашков, то замки с башенками и многое другое.

Ветер, дуя откуда-то с юга, доносит тонкий, нежный аромат лесных трав и цветов, неподалеку виднеются недавно созревшие кустики черники и голубики. То тут, то там прошмыгнет белка, волоча за собой какой-нибудь лесной орешек. Изредка прокукует где-то вдали кукушка, а если повезет, можно расслышать переливистую, звучную трель маленькой лесной птахи- соловья.

Когда садится солнце, скрываясь за верхушками деревьев, облака на небе окрашиваются в желтый, красный, золотой и розовый цвет. И вдруг, когда солнце уже почти село, небо вспыхивает таким светом, что на него невозможно смотреть, а после этой вспышки светила в сумрачном лесу уже нет.

Чистякова Мария, 7-а

Осень

Кто сказал, что осень — самое грустное время года? Ведь если быть чуть внимательнее, можно заметить, как яркие лучи осеннего заката бегут через шаловливые капли дождя, как разноцветные листья, окончательно впитавшие в себя лето и солнце, прыгают с деревьев, как берёза с липой примеряют новые шубы, а ёлки смирно стоят на своем посту. Как осенний дождь настукивает по крышам свою новую песню!

Латыпова Татьяна, 7-а

Вернуться к содержанию


В нашем доме на Шпалерной

Революция на Шпалерной
Что происходило рядом со школой в 1917 г.?

К.О. Битюков, к.и.н.,
учитель истории и обществознания

2007 г. является своего рода юбилейным: 90 лет назад совершились Февральская и Октябрьская революции, драматические события которых перевернули жизнь России и затронули судьбы всего мира. Между тем, они происходили в непосредственной близости от того места, где сегодня находится «Альма Матер» — Шпалерной улицы (дома 50а — здание школы, построенное в 1937 г. и дом 52 — построен в 1870-х гг. для проживания священников императорской церкви в Зимнем дворце). Можно сказать, что архитектурным символом Февральской революции является Таврический дворец (400 метров от гимназии), а символом революции Октябрьской — Смольный институт (полтора километра от гимназии). Вся политическая эволюция России 1917 г. — это движение от Таврического — к Смольному. Какие же события разыгрались на подмостках Шпалерной улицы 90 лет назад?

Революция на Шпалерной. Акт I. 27 февраля 1917 г.
Февральская революция началась стихийно 23 февраля 1917 г. (по старому стилю). Первые стихийные волнения обошли стороной эту привилегированную окраину города (территория между Таврическим и Смольным еще только застраивалась каменными домами). В Таврическом дворце, где заседала IV Государственная Дума, еще шли пленарные заседания. Впервые революция затронула Шпалерную вечером 26 февраля, когда в Таврический был доставлен загодя подписанный Николаем II указ о роспуске Государственной Думы, в котором премьер-министр Голицын лишь поставил дату: февраля 1917 г.

Однако этот день — 27 февраля — стал переломным в революции. Ранним утром офицеры Павловского и Волынского полков восстали на близлежащей Литовской улице, собирая другие полки через Парадную улицу вышли на Кирочную, где к ним присоединился Саперный батальон, и, с оркестром, направились к Литейному проспекту. На углу Литейного и Шпалерный был разграблен Арсенал (оружие перешло к гражданским — рабочим и студентам), а также тюрьма (в 1890-х здесь несколько месяцев сидел Ленин; здание частично перестроено). Перейдя по Литейному мосту и прорвав тонкий бездействовавший кордон пулеметчиков и казаков, солдаты направились к тюрьме Кресты (освободили и политических, и уголовников) и на Выборгскую сторону — поднимать рабочих. Часть солдат повернула обратно на Шпалерную к Государственной Думе.

Сами думцы собрались в 11 утра на заседание в в белоколонном Екатерининском зале — как бы и не официальное заседание, чтобы не противоречить воле царя, и расходиться не собираются. Приняли предложение лидера кадетов П.Н. Милюкова не разъезжаться и сформировать Временный комитет Государственный Думы по отношениям с другими учреждениями во главе с председателем Думы М.В. Родзянко.

В половине двенадцатого к Думе пришли первые солдаты. На крыльце Таврического дворца возник стихийный митинг, где выступили и меньшевик Чхеидзе, и сам Родзянко, и где начала восходить ораторская звезда будущего демократического премьера Керенского.

Вскоре вся Шпалерная была запружена народом. Сюда приводят арестованных министров. К трем часам толпа уже просочилась внутрь Таврического. И, если в правом крыле дворца, в комнате №11 заседает Временный комитет Государственной Думы, то в левом крыле в Зале заседаний начинает свою работу Совет рабочих и солдатских депутатов. Отсюда объявляются выборы в Совет — по одному от цеха и от роты, и к 11 часам вечера Совет начинает свою работу в зале заседаний Таврического дворца.

Так в этот день на Шпалерной поменялась власть в России.

2 марта бывшие депутаты А.И. Гучков и В.В. Шульгин отправятся принимать отречение Николая II. В тот же день будет сформировано первое Временное правительство во главе с князем Е.Н. Львовым, которое почти сразу переедет в Мариинский дворец на Исаакиевской площади. Петроградский совет будет оставаться в Таврическом дворце до конца августа 1917 г., а затем переедет в здание Смольного института.

Революция на Шпалерной. Акт II. 5 июля 1917 г.

В течение всего 1917 г. почти каждый месяц политическую жизнь Петрограда потрясали кризисы. Июльский кризис затронул Шпалерную напрямую.

Вечером 4 июля 1917 г. партия большевиков была Временным правительством запрещена, Ленин, Троцкий и Зиновьев объявляются в розыск, печатаются поддельные документы о получении большевиками немецких денег для подрывной антиправительственной работы (Россия еще воюет с Германией в Первой мировой войне). Большевистские газеты запрещены.

5 апреля 1917 г. именно на Шпалерной будет убит рабочий-большевик Иван Воинов, распространявший большевистский «Листок правды» (вышедший вместо закрытой «Правды»). Трое юнкеров расстреляли его прямо среди белого дня.

Через полтора года, 7 ноября 1918 г., улицу Шпалерную переименуют в улицу Воинова в честь убитого на ней большевика. Название «Шпалерная» будет возвращено улице в 1990-х гг.

Революция на Шпалерной. Акт III. 24 октября 1917 г.

К этому моменту уже принято решение большевиков о подготовке вооруженного восстания в Петрограде и свержении Временного правительства. Центр восстания — Смольный, где размещается Петроградский совет под председательством Л.Д. Троцкого. Там же располагается Военно-революционный комитет Петросовета и Военно-революционный центр партии большевиков, которые непосредственно руководят подготовкой восстания

Вечером, 24 октября, Ленин вместе с финским рабочим Рахьей направляется в Смольный.

Миновав неузнанным военные патрули, Ленин пришел в Смольный в 10 вечера. Через сутки прозвучал знаменитый выстрел «Авроры», а еще через четыре с половиной часа в Зимнем дворце было арестовано Временное правительство. На самокате (как в 1910-х гг. назывались грузовики) сообщение доставили в Смольный. «Товарищи! Социалистическая революция, о которой так долго говорили большевики, свершилась!» — провозгласил Ленин в Белоколонном зале Смольного около 3 часов ночи 26 октября 1917 г…

Революция на Шпалерной. Акт IV. 5 января 1918 г.

На Шпалерной, а также на Невском, в этот день была расстреляна демонстрация в поддержку открывшегося в Таврическом дворце Учредительного собрания, которое должно было решить судьбу России. Большинство собрания составили эсеры во главе с В. Черновым, избранным председателем «Учредилки». Не приняв ультиматум большевиков одобрить их первые указы, Учредительное собрание продолжило заседать уже без них, чтобы быть распущенным в ночь на 6 января «уставшим караулом» матроса Железняка…

История повторилась в виде фарса: за 10 месяцев до этого Думу распускал царь.

В феврале 2007 г. ученики гимназии «Альма Матер» поставили спектакль о событиях 1917 г. на Шпалерной. «Революция на Шпалерной» прошла 90 лет спустя в виде спектакля…

Вернуться к содержанию


Дизайн, дизайн

Анастасия Буценко, 6-б
Анастасия
Буценко,
6-б
Мария Милославская, 6-б
Мария
Милославская,
6-б
Алена Нечаева, 6-а
Алена
Нечаева,
6-а
Екатерина Суфиярова, 6-а
Екатерина 
Суфиярова,
6-а
Екатерина Суфиярова, 6-а
Екатерина 
Суфиярова,
6-а
Иннокентий Истомин, 2-б
Иннокентий
Истомин,
2-б
Лариса Фивейская, 4-а
Лариса
Фивейская,
4-а
Анастасия Колодкина, 4-б
Анастасия
Колодкина,
4-б
Анна Парпарова, 4-б
Анна
Парпарова,
4-б
Екатерина Борода, 3-а
Екатерина
Борода,
3-а



Вернуться к содержанию