Публикации

Серия методических разработок «Дидактика творчества»

Татьяна Николаевна Киселева — учитель физики гимназии «Альма Матер», имеет высшую категорию, Соросовский учитель.

В книге «Физика — сердцевина гуманитарного образования нашего времени» представлен опыт работы учителя физики по проведению Предметной недели естественных наук, даны примеры проведения конкурсов на уроке физики и во внеклассной работе, а также материалы для оформления Недели и тематических газет. Но главное, в этой книге приведены сценарии физических вечеров, представляющих собой органическое сочетание науки и искусства.


Константин Олегович Битюков — учитель истории и обществознания, кандидат исторических наук, учитель высшей категории, лауреат городского Конкурса педагогических достижений (1998г.).

В книге «Обретение социального опыта в процессе изучения истории в школе» представлены разработанные автором оригинальные педагогические технологии преподавания истории в школе и приведены авторские дидактические материалы: рабочие листы для работы в музеях, темы рефератов по истории, алгоритмы создания и оформления реферата, примеры сценариев предметных вечеров, написанных школьниками и самим автором.


Ольга Петровна Петрова — учитель английского языка гимназии «Альма Матер», учитель высшей категории.

Валерия Игоревна Поморова — учитель английского языка гимназии «Альма Матер», учитель высшей категории, награждена Почетной грамотой Минобразования РФ.

В книге «Опыт театрализации в обучении иностранным языкам» представлен опыт организации театральной деятельности учеников в процессе обучения иностранным языкам. Авторы не только описывают технологию подготовки спектаклей в рамках традиционных Предметных недель иностранных языков, но и приводят сценарии этих представлений с текстами и нотами песен. Практика использования метода театрализации в обучении получила широкое признание специалистов.


Татьяна Борисовна Резцова — учитель литературы гимназии «Альма Матер», учитель высшей категории.

В книге «Творческое содружество учителя и ученика» раскрываются технологии развития творческих способностей ученика, привития школьникам умений исследовательской и проектной деятельности.

Автор анализирует образовательную эффективность технологий, приводит конкретные примеры уроков, заданий для учеников, их творческих работ с комментариями и выводами. Особое место в книге занимает изложение технологии создания специального (элективного) курса современной отечественной литературы.


Людмила Александровна Мизонова — учитель русского языка начальных классов гимназии «Альма Матер», учитель высшей категории, Отличник народного образования РФ.

В книге «Обучение русскому языку в начальной школе. Идеи, приемы, примеры» изложены основные идеи и практические подходы автора к обучению русскому языку в начальной школе. В основе этих подходов лежит воспитание интереса к предмету, поиск путей положительного эмоционального воздействия на ребенка в процессе обучения родному языку, создание атмосферы увлекательных открытий и творчества на уроках в начальных классах.


Регина Евсеевна Сокуренко — методист гимназии «Альма Матер», Отличник народного образования РФ, Отличник просвещения СССР, лауреат городского Конкурса педагогических достижений (1996 г.).

В книге «Вечный Рим — образовательное пространство школьников» представлен десятилетний опыт реализации Римского проекта, который является уникальной составляющей проектной деятельности гимназии «Альма Матер». Основу этого проекта составляет элективный курс «Римский проект». Книга повествует о предпосылках, основных идеях, содержании, способах реализации, путях развития этого элективного курса (в рамках курса МХК) и имеет своей целью показать читателю, как можно учить и воспитывать сегодняшних школьников, используя широко и рационально все возможности современной цивилизации, путём приобщения их к глобальным достижениям мирового опыта, к величайшим гуманистическим ценностям. В книге приведены варианты планирования курса, дидактические материалы и фрагменты работ учеников.


Светлана Александровна Филатова — учитель истории гимназии «Альма Матер», учитель высшей категории.

В новой книге «Музей живых картин. Опыт интерактивной формы обучения» серии «Дидактика творчества», написанной преподава­телем истории Филатовой С. А., рассказывается об уникальном проекте — «Музей живых картин». Известно, что нельзя заставить детей полюбить искусство. Никакими силами! Остается только горько сожалеть, что дети его «…не знают, не понимают, не ценят…». Из этих сожалений и из наивной веры в то, что «красота спасет мир», и родилась идея через «игру в музей» сделать ребят соавторами художников, реставраторов и приобщить их к миру искусства. Мы говорим о Музее, который открывается на один день в году в рамках проведения ежегодной школьной Недели истории. Общей темой всех его экспозиций является история искусств, а экспонатами — произведения искусства, которые воссоздают сами ребята в виде «живых» картин и скульптур. Каждый раз открытие такого Музея — событие, которо­го ждут и те, кто участвует в проекте, и те, кто наш Музей посещает. Проекту уже 14 лет, в его работе активное участие принимают ученики Гимназии.


Книга И. Г. Лоневой — ценный подарок учителям начальной школы от профессионального логопеда. В ней описана практика использования фольклора не только в логопедической практике, но и предложен метод применения самобытного и выразительного языкового материала на уроках, собраны дидактические материалы и методические советы.

Короткие разминки для улучшения концентрации детей на уроке, скороговорные диктанты и игры, упражнения для развития выразительности речи, обучение диалогической речи, закрепление различных грамматических тем, развитие мелкой и общей моторики детей — вот неполный перечень того, чем может помочь на уроке русский фольклор. Такой опыт освоения языковой культуры жизненно необходим не только детям, но и самой культуре. Книга адресована учителям и родителям и, несомненно, станет для них практически полезной.


В новой книге серии «Дидактика творчества», написанной преподавателем литературы Е.В. Белиной, рассказывается об уникальном опыте ведения уроков литературы в младших классах. Как помочь ученику вспомнить то, о чем говорилось на уроке? Для этого ученики с помощью учителя рисуют наглядные памятки, создают себе верных помощников в учебе.

В книге даны примеры памяток, созданных детьми вместе с учителем по разным учебным темам, а также принципы их создания. Представлена работа мастерских по темам «Секреты смешного» и «Человек». Собраны тексты для работы с детьми на уроке: в основном, это стихи, веселые и философские.

Вы сможете также оценить творческие работы второклассников, на примере которых виден процесс превращения общих знаний в личные знания ученика. На эту же цель индивидуального преобразования обучающего материала направлена и технология работы педагогических мастерских. Книга адресована учителям и родителям и, несомненно, станет для них практически полезной.


Серия «Методические рекомендации»

IMGОбучение в потоке. Технология дифференцированного обучения в группах переменного состава для начальной и основной школы. / Под науч. Ред. О.Е. Лебедева и Н.В. Бордовской — СПб.: НОУ «Санкт-Петербургская гимназия «Альма Матер», 2011

Обучение в потоке – технология, зародившаяся в поликультурной образовательно-коммуникативной среде гимназии «Альма Матер», решает одну из важных задач современной школы – достижение актуального качества образования, обеспечение поликультурной социализации каждого ученика.


«Альма Матер» от А до Я

Alma_Mater_Ot_AЭта книжка – о крупнейшей негосударственной гимназии Санкт-Петербурга «Альма Матер», созданной упорством и волей нескольких человек. Еще она – об учителях, которых волею организаторов получили возможность учить так, как велят им ум, опыт, Бог. Еще она – о родителях, которые вкладывают деньги в самое дорогое, что у них есть – в своих детей. И еще – о детях, которые не могут сдержать слез, уходя из «Альма Матер» в большую жизнь.
Эта книжка построена как маленькая энциклопедия гимназической жизни. В школьной жизни во все времена были свои ключевые слова: «класс», «учительница», «дружба», «любовь». В качестве оглавления в конце книжки приводится список ключевых слов «Альма Матер» – каждое сопровождается отдельной статьей.


 

IMGЛИЦА. Юбилейное издание гимназии АЛЬМА МАТЕР, 2012 год

Школа как картина, которую рисует каждый индивидуально и одновременно во всеми. Получилось монументальное полотно о любимой школе, о тех кто ее создал, и тех, кто работает в ней сейчас. Через личные истории родился большой интересный рассказ о двадцатилетнем пути гимназии.


Новейший путеводитель по гимназии «Альма Матер»

Alma_Mater_putevoditelМысль сделать путеводитель по «Альма Матер» принадлежит Татьяне Аяновне и Дмитрию Александровичу Щурам, и идея эта нам страшно понравилась с самого начала. «Альма Матер» – действительно страна, по которой можно долго бродить, удивляясь и находя все новые чудеса.
В процессе путешествия по гимназии мы имели честь познакомиться с десятками умных, глубоких, увлечённых людей, работающих здесь и бесконечно любящих своё дело. Мы увидели здесь воспитанных, раскованных, веселых детей, ценящих и уважающих своих учителей.
Время работы над книгой стало для нас временем открытий, мы признательны за это гимназии.
И, конечно, мы благодарны супругам-основателям «Альма Матер» – удивительным людям, которые вложили в дело жизни, страсть, волю и веру.
Десять лет назад была написана книжка «Альма Матер от А до Я». Мы получили возможность сравнить два стоп-кадра: гимназия десятилетней давности и гимназия сегодняшняя. Десять лет назад нам казалось, что просто не может быть школы лучше. Оказалось – еще как может.
Нам было очень интересно делать эту книгу. Спасибо «Альма Матер» за то, что открыла нам свое сердце.

Читать отзыв

«Альманах 1. СОБЫТИЯ. АЛЬМА МАТЕР»

almanah2012Перед вами сборник, которые мы назвали «События». Это итог еще одного года, прожитого гимназией АЛЬМА МАТЕР, причем года юбилейного. Мы хотели всем рассказать о наших праздниках и буднях. Представленные в сборнике методические материалы являются творческим воплощением новых педагогических идей, логичным продолжением «юбилейных торжеств» в главной составляющей деятельности педагога – каждодневном совместном познании предмета, мира, себя и других, сотворения СО-БЫТИЙ жизни.


«Альманах 2. СОБЫТИЯ. АЛЬМА МАТЕР. Школа для всех и каждого»

almanah2015Коллектив петербургской гимназии «АЛЬМА МАТЕР» представляет педагогической общественности очередную (вторую) книгу из серии «События». В ней собраны материалы педагогов и руководителей школы, раскрывающие различные аспекты опыта индивидуализации образовательного процесса, накопленного гимназией более чем за двадцать лет её существования.

Как читать книгу? Можно в бумажном виде, можно в электронном (электронная версия расположена на сайте гимназии по адресу: http://alma-mater-spb.ru/); по порядку или в соответствии с собственными интересами, в одиночку или с коллегами, отвечая на вопросы, поставленные к некоторым материалам в электронной версии (здесь вопросы можно задавать самим авторам). Книга даёт много возможностей. Точно так же, как современное образование даёт возможность каждому ребёнку построить и пройти собственный маршрут через школьные годы.