Психолог — родителям первоклассников

Родителей первоклассников очень часто волнует вопрос, хорошо ли адаптировался их ребенок к школе. Если в сентябре проявлялись первые реакции на новую школьную жизнь, то сейчас можно уже говорить о результатах адаптации.

Если ребенок с удовольствием бежит в школу, счастливый приходит из школы, спокойно относится к мысли, что учиться здесь ему дольше, чем он прожил на свете, то да, адаптировался.
Если всё не совсем так, то важно понять, чего ему не хватает, на что он жалуется.

Когда ребенок недоволен своей учебой и может сказать, каких умений ему не хватает, что именно не получается на уроках, взрослые должны реагировать немедленно. Чаще всего ребенку нужна помощь в развитии общеучебных навыков, ему будет легче на уроках, если он будет быстрее и осознаннее читать, писать, считать.

Если ребенок недоволен учебой, но не может сказать, что не получается, ограничивается словами «тяжело», «не интересно», «всё не получается», то мешает адаптации или слабая нервная система, или несформированная мотивация (нет желания учиться).

  • Первая проблема, слабость нервной системы, проявляется в том, что ребенок постоянно отвлекается, не может сконцентрироваться на деле, даже когда считает его важным. Замечу, не родители считают депо важным (при этом их ребенок тихо с этим не соглашается), а именно сам ребенок осознает важность, но все равно отвлекается. Есть два пути решения этой проблемы: тренировка нервной системы (терпеть и делать дело, постепенно голова привыкнет к работе) и развитие навыков планирования (если ребенок держит в голове план работы, после кратковременного отвлечения он сможет вернуться к делу).
  • Вторая проблема, несформированная мотивация, проявляется в том, что ребенку не хочется получать знания, на уроках он думает об играх или об общении, но не об учебе. Справиться с этим нелегко, следует попробовать формировать разнообразные ситуации, когда ребенку становится интересно учиться (часто это связано с успешностью на уроках), при этом он должен осознавать полезность учебы и привыкнуть к слову «надо».

Бывают случаи, когда у ребёнка все получается в учебе, но ему неуютно в школе из-за того, что не получается выстраивать отношения с учителями и одноклассниками.

Иногда он не хочет их слышать, всегда настаивает на своем, ставит себя выше школьных норм и обижается, когда выходит не так, как он хотел. Важно научить такого ребенка слушать и уважать других. Ему, будет легче привыкнуть к школе если школьные нормы будут поддерживаться и закрепляться дома.

Иногда, наоборот, ребенку трудно оттого, что он не может выразить свое мнение, не умеет говорить «нет», а только терпит влияние на себя. Такого ребенка важно научить выражать себя, следует подкреплять его самооценку или проговаривать с ним различные варианты более смелого (но в то же время адекватного) поведения.

Адаптация — это важно, сейчас у первоклассников закрепляется «роль ученика», поэтому сложности лучше не игнорировать, а обсудить с воспитателем и психологом.


Красильников Андрей Михайлович,
руководитель психологической службы
гимназии