Кабинет биологии

Школа сегодня – это огромный мир, живущий по своим законам и не выпадающий из общего потока жизни. Самой жизнью школа поставлена в ситуацию самоопределения, поиска своего лица. Современный учитель… Современный урок… Современный школьник…. Двадцать первый век с его вечной нехваткой времени и разнообразием технических новинок во многом формирует интеллект детей, все чаще «живущих в Сети Интернет», и с этим нельзя не считаться.

Задачи обучения состоят в том, чтобы не только дать учащимся знания, но и привить им интерес к предмету, активизировать познавательную деятельность,  развивать стремление к самосовершенствованию, создавать  условия для формирования личности учеников, и что очень важно, качественной подготовке к сдаче ГИА. Для этого учитель использует все возможные средства обучения.

Важную роль играет кабинет. Это своего рода учебно-методический центр, обеспечивающий более высокий уровень преподавания предметов и научную организацию труда учащихся и учителя. Он выполняет разные функции: обучающую, информационную, воспитательную.

213
212
209
206
001
030
022

Каждый кабинет в школе является основной составляющей образовательного пространства, которая расширяет информационное поле образовательной среды, являясь центром урочной и внеурочной деятельности по предмету. От того, насколько чётко учитель знает, что ему необходимо иметь в кабинете, и о том, как этим пользоваться во многом зависит эффективность его преподавательской деятельности.

«Класс только тогда перестает быть комнатой с доской, партами и учебниками, когда в него входит УЧИТЕЛЬ». К.Д. Ушинский

В первую очередь учебный кабинет должен соответствовать своему функциональному назначению, а его техническое оснащение удовлетворять требованиям, предъявляемым к современному уроку. Важно, чтобы и интерьер кабинета соответствовал общему росту «качества жизни». Половину дня дети проводят в школе. Значит, условия, в которых они учатся, должны быть комфортными.

Главная задача учителя – создание условий эмоционально-деятельностного комфорта для каждого ученика в процессе приобретения знаний, умений и навыков. Когда учитель работает в комфортных условиях, когда у него под рукой весь технический и методический арсенал, тогда он может творчески подходить к уроку, тогда кабинет действительно становится его творческой лабораторией.

Значимость школьного кабинета в учебном процессе очевидна. И от того, каким он будет, во многом зависит качество обучения. Кабинет биологии – это специальное помещение с рационально размещенным комплектом оборудования, мебелью и техническими средствами обучения. Он отличается от других кабинетов тем, что наряду с разнообразным оборудованием и техническими средствами обучения в нем создаются условия для наблюдений, опытов и демонстрации живых объектов природы – растений и животных. 
Оборудование кабинета имеет большое значение в овладении знаниями по курсу биологии и должно в полной мере учитывать специфику преподавания этого предмета в школе: 

  • необходимость комплексного использования учебного оборудования, ТСО, эксперимента на уроках биологии; 
  • возможность проведения различного рода самостоятельных работ, исследований учащимися, элективных курсов и факультативных занятий. 
117
129
015
032
149
087
150

Научно обоснованное сочетание современных видов технических средств обучения, демонстраций опытов и результатов наблюдений над объектами природы совершенствует преподавание и организацию самостоятельной работы учащихся. Комплексное использование технических средств кабинета создает предпосылки для творческого подхода в обучении, обусловливающего активное мышление учащихся. Необходимо стремиться к тому, чтобы оборудование кабинета биологии способствовало максимальному выполнению учебной программы с минимальной затратой времени на подготовку и включение в учебный процесс разнообразных средств обучения. Учитель подбирает оборудование, комплектует средства обучения к изучаемым темам, следит за их пополнением, организует хранение, рациональное использование этих средств в учебном процессе. При необходимости, учитель привлекает учащихся к изготовлению недостающих средств обучения (например, раздаточного материала, коллекций, влажных препаратов). В подборе учебных объектов следует учитывать краеведческий принцип – максимально использовать природу родного края.    

Кабинет биологии в гимназии «Альма-Матер» полностью соответствует специфике деятельности учителя биологии. В нем созданы оптимально комфортные условия для применения современных образовательных технологий, в том числе и информационно-коммуникативных. В кабинете есть современная мебель, компьютер с мультимедийный проектором, интерактивная доска, видеотека, учебные диски, электронные библиотеки, аудиокассеты, оборудование для проведения лабораторных и исследовательских работ и т.д.

Помимо функции по обеспечению процесса обучения необходимым оборудованием и техническими средствами во время классных занятий, полнота оснащения данного кабинета должна предполагать наличие необходимых материалов для лабораторных и факультативных занятий, а также внеклассной работы. В кабинете биологии проходят обучение дети с 5-го по 11-й классы, и это нужно учитывать при комплектации помещения.

Учебное оборудование

Обязательными условиями для кабинета биологии при его хорошей оборудованности и эстетической привлекательности являются также простота оформления и удобство работы в нем. Он не должен быть перегружен демонстрационными стендами или малоиспользуемыми материалами.

Учебное оборудование условно можно разделить на несколько групп:

  1. Общее лабораторное, к которому относятся различные приборы, принадлежности для опытов, материалы и реактивы:
  • оптические приборы – лупы и микроскопы с различным увеличением, чтобы учащиеся смогли рассмотреть строение даже самых мелких листьев, насекомых и др. Кроме того, имеются готовые микропрепараты различных объектов для демонстрации ученикам;
  • лабораторное оборудование и инвентарь – лабораторный лоток для препарирования микропрепаратов, материалы и реактивы для проведения различных опытов (глюкоза, крахмал, медный купорос, йод и т.д.);
  • демонстрационные устройства позволяют учителю со своего рабочего места показать ученикам различные биологические процессы: дыхание растений и животных, поглощение воды корнями, фотосинтез, презентации по темам и многое другое;
  1. Изображения натуральных объектов, к которым можно отнести модели растений (их частей), насекомых, животных, а также печатные и аудиовизуальные средства:
  • модели дают наглядное представление о внешнем и внутреннем строении животных, растений, насекомых, позволяют детально рассмотреть органы и системы, удобны для показа учащимся;
  • рельефные материалы – карты, таблицы, дидактические материалы и аудиовизуальные средства обучения с изображением натуральных объектов;
  • гербарный материал.