Дополнительное образование школьников

В современных условиях дополнительное образование является полноправной частью общего образования. Оно способствует развитию познавательных интересов и творческих способностей детей, удовлетворению их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном, физическом совершенствовании и играет важную роль в ранней профессиональной ориентации ребенка. А главное – в условиях дополнительного образования дети могут развивать свои потенциальные способности, адаптироваться в современном обществе и получать возможность полноценной организации свободного времени. И всё это в рамках неформального общения.

В нашей гимназии создаётся своеобразная эмоционально наполненная среда увлечённых детей и педагогов, в которой осуществляется «штучная выделка» настроенных на успех романтиков, будущих специалистов в различных областях спорта, искусства, науки, техники. Важно иметь в виду, что внеурочная деятельность — это отнюдь не механическая добавка к основному общему образованию, призванная компенсировать недостатки работы с отстающими или одарёнными детьми. Для педагогов и родителей очень важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков для того, чтобы «АЛЬМА МАТЕР» стала для него родным домом. Это позволит  превратить внеурочную деятельность в цельное, полноценное пространство воспитания и образования.

В Санкт-Петербурге создана целая система дополнительного образования детей. В каждом районе есть Дворцы, Дома, Центры детского (юношеского) творчества с большим спектром образовательных услуг. Однако руководство Гимназии делает всё возможное, чтобы дать ребенку максимальную возможность выбора и получения дополнительного образования в стенах самого образовательного учреждения.

Для того чтобы подобрать программу по дополнительному образованию необходимо учитывать многие факторы:

  • индивидуальные особенности ребенка (общительность, познавательные способности, особые таланты и т.д.);
  • собственные ожидания родителей относительно дополнительного образования (дать ребенку знания, развить способности, организовать досуг, получить представление о профессии и т.п.);
  • направленность программ дополнительного образования согласно склонностям ребенка и собственным ожиданиям;
  • выбор программы с учетом возраста ребенка.

Определиться по данным позициям родителям и детям в гимназии могут помочь сотрудники кафедр психологии, дополнительного образования и общевоспитательной работы, а также социальные педагоги и, конечно же, воспитатели.

Что же из сферы дополнительного образования представлено в гимназии «АЛЬМА МАТЕР» сегодня? Это программы разной направленности.

Программы научно-технической направленности ориентированы на развитие технических и творческих способностей и умений, организацию научно-исследовательской деятельности, профессионального самоопределения. Эта направленность в гимназии представлена такими программами как робототехника и программирование.

Программы художественной направленности ориентированы на развитие творческих способностей детей в различных областях искусства и культуры, передачу духовного и культурного опыта человечества, воспитание творческой личности, получение учащимися основных знаний по профессиональному выбору. Основной целью данного направления является: раскрытие творческих способностей обучающихся, нравственное и художественно-эстетическое развитие личности ребёнка. Художественная направленность включает следующие группы программ: вокал, хоровое пение, театральное творчество, хореографическое искусство, литературное творчество, изобразительное искусство, декоративно-прикладное творчество.

Программы культурологической направленности ориентированы на изучение специфики и развития культуры, определение её места и роли среди других социальных явлений. Они дают представление о развитии мировой художественной культуры посредством систематизации ценностей культуры разных народов, и позволяют через самостоятельную исследовательскую деятельность постигать содержание мира вещей, идей, отношений разных эпох. Программы нацелены на изучение языков мира, развивают у детей стремление к межнациональному общению. Культурологическая направленность включает следующие группы программ: страноведение, искусство кино, изучение иностранных языков, русский язык и культура речи.

Программы естественнонаучной направленности ориентированы на развитие познавательной активности, самостоятельности, любознательности, на дополнение и углубление школьных программ по математике, физике, биологии, экологии, геоботанике, химии; способствуют формированию интереса к научно-исследовательской деятельности учащихся. Естественнонаучная направленность включает следующие группы программ: учебно-исследовательская деятельность и изучение за страницами учебников целого ряда дисциплин: астрономии, математики, химии, физики, информатики, геологии, географии, природоведения, медицины и др.

Программы социально-педагогической направленности ориентированы на изучение психологических особенностей личности, познание мотивов своего поведения, изучение методик самоконтроля, формирование личности как члена коллектива, а в будущем как члена общества, изучение межличностных взаимоотношений, адаптацию в коллективе. А для этого важно сформировать опыт проживания в социальной системе, очертить профессиональные перспективы. Образовательные программы данной направленности охватывают широкий возрастной диапазон и многофункциональны по своему назначению.
Социально-педагогическая направленность включает следующие группы программ: развитие дошкольников, основы медиа-информационных технологий (компьютер для младших школьников) и технологии решения интеллектуальных задач (ТРИЗ).

Программы физкультурно-спортивной направленности ориентированы на физическое совершенствование учащихся, приобщение их к здоровому образу жизни, воспитание спортивного резерва нации. Физкультурно-спортивная направленность включает следующие группы программ: спортивная подготовка (командные игровые виды спорта – основы футбола, волейбола, баскетбола и лёгкой атлетики; подвижные игры по американской методике; шахматы; джиу-джитсу), общая физическая подготовка (аэробика, ушу, йога).

Растёт новое поколение – очень развитое, интересующееся, с большим желанием постигать и узнавать новое. Впечатления детства – самые сильные. А дополнительное образование – та часть детской жизни, которая приносит радость ребёнку, так как он увлечён своим любимым делом.